Фотографическая память: нечто исключительное | Тренировка, развитие и улучшение памяти


Фотографическая память: нечто исключительное

Хотя бы раз в своей жизни вам приходилось наблюдать, как некто хвалится своей прекрасной памятью, которую объясняет способностью запоминать информацию с фотографической точностью. Нет недостатка в примерах чудесной памяти, которой обладали рассказчики из Центральной Америки или эпические поэты из Балканских стран, представители старинных культур, где большое значение придавалось традициям устной культуры. Люди с фотографической памятью обладают невероятной способностью декламировать сотни рассказов и историй с бесчисленным множеством подробностей и практически незаметными изменениями, которые они каждый раз вносят в свои рассказы. Однако фотографическая память не всегда является результатом врожденной способности к визуальной регистрации информации.

Кодификация важной информации

Фактически в большинстве случаев, когда говорят о фотографической памяти, на самом деле речь идет о хорошо тренированной памяти. Способность визуально задерживать информацию является достаточно ограниченной. Когда вы присутствуете при демонстрации кем-либо его фотографической памяти, становится ясно, что человек воспоминает все, что постарался запомнить. Тем не менее, он не способен ответить на вопросы о тех аспектах, на которые не обратил внимания. Если бы его память на самом деле была фотографической, он мог бы закрыть глаза, представить себе информацию и без малейших сомнений отвечать на задаваемые вопросы.

Например, запомнив экспозицию музея, человек может ответить на вопросы, задаваемые ему о картинах или скульптурах, однако, если его спросят о деталях рам картин, пьедесталах скульптур, он, пожалуй, не сможет вспомнить о том, как они выглядят, поскольку эти данные не были кодифицированы в его памяти. Теперь о другом случае, который подтверждает ограниченную способность нашей памяти к фотографическому запоминанию. Подумайте о монете, которая является наиболее широко используемой. Уверен, что не составит труда вспомнить ее размер, цвет, имеющееся на ней изображение, герб страны и т.д. Однако вспомните ли вы, в какую сторону смотрит человек с изображения на монете, где находится дата чеканки монеты? Включая даже предметы повседневной жизни, способность получения информации при помощи ее накапливания является очень ограниченной. В нашей памяти остается лишь та информация, которая была кодифицирована как имеющая определенную значимость, эмоциональную окрашенность или запомненная по другой причине. В нашем обществе достаточно всего лишь распознать размер и цвет монет, чтобы различать их, другие детали их оформления можно проигнорировать.

Следовательно, информация в большей степени должна быть не сфотографированной, а упрощенной и кодифицированной, чтобы произошла ее запись в системы памяти. Так архивариус, всего лишь взглянув на книжные полки, может сказать о том, какой вид литературы они содержат, какую национальную принадлежность имеют их авторы, год написания произведений, при условии, что складирование книг на книжных полках было произведено должным образом. При этом не исключено, что архивариус не сможет предоставить нам информацию о книгах, которые он не каталогизировал или которые могли быть складированы по принципу цвета или размера. Одним словом, память всего лишь способна свободно воспроизвести те данные, которые подверглись систематическим кодификации и складированию.

Хорошо запоминать, чтобы вспоминать без проблем

При утверждении, что человек обладает исключительной или фотографической памятью, делается ссылка на врожденную способность, при этом не упоминается ни об одном из приобретенных умений запоминать. Так как если бы речь шла о библиотеке, в которой несколько очень больших стеллажей для книг, и при этом не делалось ни малейшего намека на наличие архивариуса. Однако, как уже было выявлено ранее, важно располагать не только большими складскими возможностями и условиями для хранения информации, но и умелым архивариусом. Однако с практической точки зрения, размер мебели не подвергается изменениям, это значит, что не так просто осуществлять преобразования в структуре головного мозга. Но не все потеряно, поскольку, чтобы улучшить эффективность памяти, можно хорошо обучить архивариуса или, если возможно, развить и усилить навыки запоминания и получить таким образом лучшие результаты при производстве воспоминаний.