Иметь хорошую или плохую память | Тренировка, развитие и улучшение памяти


Иметь хорошую или плохую память

Вопрос подготовки или проблем органического характера

Многие люди, испытывающие трудности при запоминании информации, жалуются на то, что у них плохая память. Одним словом, как если бы они родились с недостаточной способностью к запоминанию, производительность которой, как бы они ни старались, им не удается улучшить. Они вновь и вновь усердно стараются усовершенствовать свои врожденные способности, не обращая никакого внимания на соответствие осваиваемых ими методик для улучшения памяти. В действительности, когда выявляется скудная способность для воспроизведения воспоминаний, возможно, это обусловлено органическими проблемами головного мозга или нехваткой навыков стратегии запоминания. В обоих случаях обучение навыкам может способствовать улучшению процесса запоминания. В данной книге читатель найдет некоторые ключи, которые позволят ему провести различие между плохо тренированной памятью и имеющей ограничения, обусловленные органическими проблемами.

Обучение: некоторые ошибочные ожидания

Хотя некоторые ученые полагают, что могут существенным образом изменить сложившееся положение вещей, они не стремятся к удовлетворению несбыточных ожиданий. Изобилие курсов по улучшению памяти и, таким образом, их состояние дел, межличностных отношений и т.д. кажутся нам при ближайшем рассмотрении излишним обобщением и чрезмерным оптимизмом, который тесно связан с постулатами науки. Во многих курсах или книгах утверждается, что человек использует только 10 процентов своего умственного потенциала, и существуют методы для повышения производительности мозга до 75%. Однако ни в одной из наук, изучающих высшую нервную деятельность, невозможно найти материалы хотя бы одного исследования или результаты единственного испытания, которые свидетельствовали бы о том, что подобное действительно возможно. Несмотря на то что считается возможным улучшение способности к запоминанию, и память рассматривается в качестве центральной функции человеческого существа, нельзя утверждать, что чтения одной книги будет достаточно для удовлетворения всех ожиданий. Мы сконцентрировали свое внимание на научных постулатах и постарались обозначить направления, следуя которым, читатель сам смог бы выполнить некоторые упражнения или в случае необходимости обратился бы к специалисту. Следовательно, нельзя утверждать априори на сколько процентов можно улучшить память и каким образом это улучшение отразится на ваших делах или личной жизни.

Но в процессе чтения книги можно достаточно точно узнать об индивидуальном функционировании собственной памяти, что позволит оптимизировать ее эффективность при помощи наиболее подходящих стратегий.