"Мой мозг пуст: не могу удержать в голове абсолютно ничего" | Тренировка, развитие и улучшение памяти


"Мой мозг пуст: не могу удержать в голове абсолютно ничего"

В течение почти 5 лет Александр замечал, что у него ухудшается память: он не мог почти ничего запомнить, его мозг становился пустым. По этой причине, после посещения нескольких психиатров, он решил обратиться к специалисту-невропатологу.

На приеме у врача. Александр, 25 лет, был осмотрен невропатологом, который предложил обследование по рекомендации нейропсихолога. Пациент отнесся к этому скептично, не понял, почему ему было сделано подобное предложение. Он думал, что ему сделают рентгеновский снимок мозга, поскольку был уверен в том, что теряет нейроны, т. к. ощущает пустоту в голове и ничего не может запомнить. Когда ему что-то объясняют, он может понять далеко не все. Если он читает, то теряет нить повествования. Александр начал замечать эти проблемы, когда приступил к занятиям в университете: 3 раза он переходил на другие факультеты (филологический, философский, психологический), все попытки окончились неудачей.

В настоящее время он работает подручным в универмаге. Только таким образом Александр может заработать себе на жизнь, хотя утверждает, что не может запомнить поручения, которые ему дают. Он думает, что у него поврежден мозг, и хочет пойти на прием только к невропатологу. Александр уже посетил нескольких психиатров, назначенные ими медицинские препараты помогали ему немного успокоиться, но деятельность памяти не улучшалась.

История болезни. Не представляет особого интереса. Когда Александру было 10 лет, родители отвели его на консультацию к психологу, поскольку он был беспокойным и нервным. С другой стороны, он посещал различных психиатров, которые не могли его ни в чем убедить и не оказали ему помощи, поэтому он отказался от лечения. Следует упомянуть, что у его матери была диагностирована депрессия.

Нейропсихологическое обследование. Специалист обнаружил ряд признаков, свидетельствующих о явно выраженном дефиците процессов концентрации внимания: значительных трудностях как при выполнении упражнений, требующих особого внимания, так и при удержании внимания. Были отмечены проблемы в умственной деятельности и памяти.

Диагноз. У пациента наблюдается явно выраженный дефицит удержания внимания, который объясняется воздействием ряда психических патологий. Нейропсихологическое обследование было дополнено исследованием личности, в результате подтвердилось наличие явно выраженной депрессивно-тревожной симптоматики и возможного навязчивого состояния.

Практические советы. Пациенту объяснили, что ему необходима консультация психиатра. Его ум занят навязчиво повторяющимися мыслями, которые он не может контролировать («не могу думать»; «у меня в голове пустота»; «я теряю нейроны»). Эти мысли препятствуют осуществлению 3-х основных операций памяти: восприятия, складирования и восстановления.

Лечение и дальнейшее развитие состояния. Пациенту было разъяснено, что в контексте острой клинической декомпенсации не представляется возможным осуществление реабилитационных упражнений для улучшения дефицита внимания. В первую очередь ему необходимо пройти курс лечения фармакологическими средствами, который будет назначен психиатром. После клинического улучшения состояния ему будет назначена следующая программа: особая реабилитация для лечения явно выраженного дефицита внимания.