Оценка существующих способностей | Тренировка, развитие и улучшение памяти


Оценка существующих способностей

Чтобы улучшить свою память, вы должны, в первую очередь, узнать о том, что же это такое. Для этого вам следует познакомиться с определенными явлениями, имеющими непосредственное отношение к памяти, и отказаться от досужих вымыслов.

Некоторые из приведенных примеров могут оказаться для вас полной неожиданностью.

  • Существующие воспоминания претерпевают определенные изменения на протяжении всей вашей жизни. Память — это не сборник моментальных фотографий, запечатлевших те или иные события. Вы изменяетесь практически ежедневно: взрослеете, учитесь на допущенных ошибках, и даже приобретаете определенный неудачный опыт. Со временем изменяется и существующая точка зрения, используемая при обращении к прошедшим событиям, что определенным образом окрашивает ваши воспоминания. Человеческий мозг является довольно сложным и постоянно изменяющимся инструментом, определяющим способ восприятия имеющихся воспоминаний. Трансформация воспоминаний выполняется с учетом всего жизненного опыта.
  • Память относится к числу свойств, возможность развития и улучшения которых не зависит от вашего возраста, интеллектуального уровня или социально-экономического положения. Память нельзя иметь или не иметь. Ее нельзя потерять или приобрести, как например дополнительный модуль памяти для вашего компьютера. Тем не менее, патологические процессы, затронувшие те или иные области мозга, могут привести к заметному ухудшению памяти (см. главы 3 "Организация процесса запоминания", и 6 "Разрушители памяти").
  • Человеческий мозг работает как одно целое. В различные разделы памяти информация поступает из разных областей головного мозга. Воспоминания, хранящиеся в памяти, далеко не всегда находятся в каком-либо одном месте. Человеческий мозг определенным образом сортирует и кодирует различную информацию. Например, какие-то области головного мозга отвечают за кодирование данных, определяющих форму объектов. Ряд других областей отвечает за кодирование слов. Когда вы пытаетесь вспомнить, например, что представляет собой "фольксваген «Жук»" 1969 года выпуска, ваш мозг работает как одно целое. Одна часть мозга (в данном случае, правое полушарие) воспроизводит форму автомобиля, другая часть (левое полушарие)— название "фольксваген «Жук»" (см. главу 3 "Организация процесса запоминания").

Чем больший объем мозга вовлечен в процесс запоминания той или иной информации, тем легче вам будет ее вспомнить. Например, вспомнить внешний вид и название автомобиля "фольксваген «Жук»" 1969 года проще, чем "плимут «Доблестный»" 1969 года выпуска, поскольку форма модели "фольксваген «Жук»" 1969 года соответствует ее названию (см. главы 3 "Организация процесса запоминания", 8 "Некоторые уловки для запоминания" и 9 "Борьба с забывчивостью").

  • Головной мозг содержит в себе несколько отделов, которые играют основную роль в формировании памяти человека. Одним из таких отделов является гиппокамп, в задачу которого входит преобразование кратковременной памяти в долговременную. (Более подробное описание различных областей человеческого мозга приведено в главе 3 "Организация процесса запоминания".)

Перемещение кратковременных воспоминаний в область долговременной памяти в значительной степени зависит от следующих факторов.

    • Внимание. Как правило, внимание является мерой кратковременной памяти.
    • Значимость информации. Чем более значимой и существенной является та или иная информация, тем лучше она запоминается.
    • Хорошо запоминается то, что вы уже знаете. Существующие базовые знания помогают воспринимать новый материал.
  • Запоминание материала зависит от уделяемого внимания. Ваша память начинает работать только тогда, когда вы концентрируете внимание на тех или иных объектах. Концентрация внимания, в свою очередь, приводит к инициации мыслительного процесса. Улучшая эту способность, вы тем самым улучшаете собственную память.