Оживление | Тренировка, развитие и улучшение памяти


Оживление

Этот метод хорошо развивает фантазию и образное мышление. Эксперименты показывают: чем ярче представления, тем легче происходит отсроченное припоминание. Так, Ника Касумова вспомнила список из 300 слов через три года. Причем смогла воспроизвести его в прямом и обратном порядке. За эти годы ей не приходилось повторять слова ни разу. Для удобства мы ввели шкалу образов, аналогичную той, что предложил немецкий психолог Э.Йенш в 30-х годах. Йенш, как известно, является основоположником учения об эйдетизме, утверждающего, что эйдетизм - закономерная стадия детского развития и что пик развития воображения приходится на 11-16 лет. На примере геометрических фигур можно увидеть, как меняется тактика запоминания при использовании этого метода. Рассказывает ученик 11 лет:

    "Когда я смотрю на КРУГ, он превращается в ГОЛОВУ мальчика. Мальчик куда-то смотрит и при этом вытянул ШЕЮ - это ПРЯМОУГОЛЬНИК. Дальше вижу ПЛЕЧИ - это КВАДРАТ. УЛЫБКА - это ТРЕУГОЛЬНИК. Застывшие фигуры с помощью оживления превращаются в улыбающегося мальчика.

В книге "Запоминание лиц и имен" мы применили этот метод для запомина­ния большого количества имен. Представление кар­тинок, нарисованных ху­дожником делает запоми­нание непроизвольным и не требует многократного повторения.

Хорошо этот метод зарекомендовал себя и при запоминании исторических дат. Развивая способность к визуализации, ученики раздвигаются границы памяти. Пример нашего ученика:

    - Мне надо запомнить время царствования Ивана Грозного (1533-1582). Я представляю, на какие предметы цифры похожи. 1- можно опустить, так как тысячелетие я не спутаю. Одно из достижений царя - создание первой типографии в Москве, поэтому я представляю 5 типографским ПРЕССОМ, 33 - СТРАНИЦЫ книги под прессом печатного станка.

Другие события этого страшного времени - массовые репрессии. Поэтому у меня 8 - ПАЛАЧ, 2 - ЧЕЛОВЕК на коленях. Вспоминая картинку, я легко потом вспоминаю даты.

Представьте перед собой несколько картинок, иллюстрирующих исторические даты, и вам не надо будет мучительно вспоминать эти даты. А если эти картинки нарисует не художник, а воображение учеников, то эффект будет двойной. Этот метод хорошо послужит вам на уроках в школе.