Память: архив и его архивариус | Тренировка, развитие и улучшение памяти


Память: архив и его архивариус

В переносном смысле память похожа на библиотеку или архив, в котором хранится вся информация. Однако, чтобы представление было адекватным, следует учитывать не только материальные аспекты библиотеки, но и принципы ее функционирования. Начнем с простого примера.

Пользователь хочет получить определенную консультацию, потому что ему сложно найти требуемую книгу или документ, или он не знает где их искать. Архивариус дает ему рекомендации относительно того, в каком месте можно обнаружить существующий в библиотеке материал, поскольку именно он оставил его там на хранение.

Следовательно, если сравнить память с большой библиотекой, долговременная память займет место стеллажей и шкафов, где хранятся различные публикации. Роль архивариуса выполняют активные механизмы памяти. Рабочим столом будет кратковременная память, также называемая оперативной, которая получает новый материал, классифицирует его и затем сохраняет на стеллажах долговременной памяти. Архивариус никогда не размещает на стеллажах информацию, не прошедшую обработку на рабочем столе. Тем не менее рабочая память обладает ограниченными возможностями, поскольку каждый раз ее нужно упорядочивать и освобождать от ненужных компонентов, чтобы освободить место для новой информации. Каждый раз, после приведения в порядок рабочего стола, часть материалов будет выброшена в корзину, а остальные — систематизированы и размещены на стеллажах. Именно в этом состоит основная функция архивариуса: отобрать и кодифицировать полезную информацию таким образом, чтобы ее можно было легко найти после помещения в хранилище. В работе архивариуса заключается сам секрет функционирования памяти: знать, какую информацию сохранить, и где затем ее расположить.

Память в действии

Предположим, что прибыла новая серия книг, которые нужно отправить на хранение. Во-первых, архивариус возьмет со стеллажей необходимый ему материал: правила каталогизации, инвентарь книг, имеющихся в наличии, и этикетки; затем положит все это на стол и оставит место для работы с новыми документами. Постепенно он наклеит все этикетки на книги и документы и начнет расставлять их на стеллажах, согласно уже проведенной классификации. После того как все этикетки будут наклеены, архивариус сможет достаточно быстро найти любую книгу. С другой стороны, если материал очень важный или сложный, архивариус создаст различные идентификационные указатели для того, чтобы можно было быстрее найти нужную книгу. Однако, если материалы на столе находятся в беспорядке или их слишком большое количество, некоторые экземплярымогут упасть со стола и потеряться. Если на столе находится слишком много материалов одновременно, может случиться, что у архивариуса не будет достаточного количества времени для того, чтобы наклеить этикетки на все материалы, и он может поставить книги на стеллажи, не подвергнув их классификации, что в дальнейшем затруднит поиск. И в заключение он выбросит несколько книг, на которые не наклеил этикеток, поскольку посчитал их неинтересными.

Хорошо складировать, чтобы удобно было воспроизводить

Подобно библиотеке, для памяти недостаточно только составления каталога данных, пользователь должен обладать доступом к ним. Очень важно иметь в своем распоряжении архивариуса, умеющего приклеивать ярлыки и быстро находить информацию на громадном складе, заполненном данными, которые невозможно просмотреть. Не размер стеллажей, не количество документов, имеющихся в библиотеке, а умение архивариуса классифицировать и складировать данные делают эффективным использование библиотеки. Следовательно, чем более эффективно архивариус осуществляет эти задачи, тем легче ему будет находить книги, когда они понадобятся. То же самое можно сказать и о памяти: секрет хорошего запоминания заключается в предварительной хорошей кодификации и складировании информации.