Почему мы забываем? | Тренировка, развитие и улучшение памяти


Почему мы забываем?

Гипермнезическая память

Когда мы страдаем от забывания, то начинаем желать: пусть наша память будет всесильной, чтобы не забывать даже самые несущественные детали. Однако трудно себе представить, какой стала бы наша жизнь, если бы пришлось удерживать в памяти все услышанное и увиденное в течение дня. Были описаны случаи, когда люди обладали способностью запоминать все увиденное или услышанное. О таких людях говорят, что у них гипермнезия. Наиболее известный случай был описан в 1969 году русским нейропсихологом Александром Романовичем Лурия, родоначальником нейропсихологии человека. Некто Черешневский, обладавший невероятными способностями к запоминанию (в научной литературе он фигурирует как просто «Ч»), работал журналистом. В момент знакомства с Лурия ему было 30 лет. Черешневский был способен запоминать информацию с точностью до малейших деталей. Он мог запомнить страницы слов или таблиц, состоящих только из цифр, и совершенно точно воспроизвести их через 10 лет. Однако, как упоминает Лурия в «Мозг человека и психические процессы» (1963), у гипермнезической памяти есть свои недостатки. Когда Черешневский читал текст, ему приходилось превращать в образ каждую деталь из прочитанного. Помимо того, что чтение оказывалось длительным и утомительным, выстраиваемые образы перемешивались у него в голове таким образом, что мешали правильному пониманию текста. Следовательно, хотя он и был способен запомнить не только все детали, но даже самые незначительные, общий смысл прочитанного полностью ускользал от него. Все обладатели гипермнезической памяти испытали нечто, подобное тому, что испытал Черешневский. Они проводят свои дни запоминая, например, содержание телефонного справочника или сложные комбинации чисел, подвергая испытанию свою память. Тем не менее очень часто они чувствуют себя сконфуженными или неприспособленными к действительности из-за своей преувеличенной способности удерживать информацию, иногда даже совершенно не обладающую какой-либо ценностью.

Забывать, чтобы не насыщаться

Задерживая большое количество незначительной информации, память преобразовывается в медленно действующую перегруженную систему, в которой обычно возникают проблемы. Забывание не обладающей значимостью информации позволяет более важным данным выделяться на фоне менее значительной информации. В этом контексте легко догадаться, что забывание может считаться нормальной и полезной функцией для правильного функционирования ежедневной памяти. Компенсация забывания, т.е. представление о том, что является важным, является достаточно относительным понятием и может трансформироваться в зависимости от изменения ситуации. Таким образом, выбор информации, которая будет забытой, является, согласно данному определению, всегда несовершенным, по меньшей мере частично. Как правило, человек забывает для того, чтобы не перегружать свою память мало значимой информацией.