Точность памяти | Тренировка, развитие и улучшение памяти


Точность памяти

Однако является ли память механизмом, который без сбоев накапливает информацию, собираемую органами чувств? Не всегда. Психологи провели ряд экспериментов, в ходе которых подверглась испытанию способность памяти достоверно воспроизводить информацию.

Во время одного из них, проводимого в 1995 году, Родиджер и Макдермот создали образец для исследования под названием «слово — тема» или «слово — призрак» (ghost word). Группе людей была зачитана серия слов, например: кровать, отдых, уставший, сон, просыпаться, ночь, удобство, звук, бессонница, храпеть и т.д. Большинство испытуемых, вспоминая перечень слов, добавляли слово «спать». Просто им казалось, что это слово должно было быть в списке, поэтому они его включали в свой перечень.

Во время другого американского эксперимента, который уже считается классическим, Джон Брансфорд из университета Вандербильт (Нэшвилл) показывал диапозитив, на котором был изображен вагон метро, в котором путешествовали человек с черным цветом кожи и белый человек с навахой (испанским складным ножом) в руке. Тест проводился следующим образом: изображение показывалось только одному человеку, который затем по памяти описывал его другому человеку, который рассказывал запомненную информацию следующему члену группы, и так до конца. Исследователи смогли подтвердить, что в памяти участников эксперимента происходили интересные изменения информации. Наваха меняла хозяина, появлялась возможная жертва.

Результат становился очевидным после проверки версии описания изображения, изложенной последним членом группы: в ней говорилось о вагоне ныо-йорского метро, который направлялся к улице Портленд. Внутри него были еврейская женщина и черный мальчик, который в руке держал наваху.

Хотя, даже если обычно информация запечатлевается в памяти достоверным образом, в некоторых случаях она подвергается искажениям.

Моментом, в который она преобразуется или реконструируется, является именно начало осуществления кодификации, которая позволяет складировать и впоследствии восстанавливать данные с большей экономией и точностью. Поскольку кодификация является активным процессом, в ее осуществлении участвует вся система умственной деятельности, логичным является то, что помимо умений и стратегий при кодификации учитываются также устремления, система ценностей и потребности каждого индивидуума. Тем не менее иногда эти личные факторы не только деформируют информацию, но иреконструируют ее таким образом, что она приобретает иной смысл.