Внутренние стратегии упорядочивания | Тренировка, развитие и улучшение памяти


Внутренние стратегии упорядочивания

Они были изучены в ходе другого исследования, проводимого Эрикссоном и Польсоном в 1988 году, после подробного анализа производительности труда одного официанта, известного своей чудесной способностью помнить содержание 20 заказов без необходимости делать записи. Этот официант осуществлял классификацию клиентов с учетом своего собственного опыта: «этот необычным образом одет; за этим столом находятся 3 человека, вначале я посмотрю, что закажет тот, кто не является кавалером дамы и т.д.». Иногда он даже заключал пари с самим собой: попросит ли кто-либо специальное меню или нет. Подобный подход помогал ему классифицировать заказы на ожидаемые и неожиданные: «он просит мясо и белое вино, очень необычно; я подам блюдо без гарнира господину в очках, и т.д.». Приняв все заказы, он их классифицировал и перечислял вслух клиентам: «3 овощных салата, 2 филе с гарниром и 1 без гарнира, 1 белое вино, всем остальным — красное». Для классификации соусов он использовал начальные буквы, рисовал стрелы разного размера, чтобы определить, подавать мясо полностью готовым или прожаренным наполовину и т.д.

Следовательно, эффективность работы официантов объясняется не чрезмерными способностями памяти, а хорошим умением упорядочивать полученную информацию. В конце концов исследователи спросили себя, могут ли эти стратегии облегчить процесс запоминания только во время работы, или они могут быть приспособлены для запоминания самых разных данных.

Был проведен эксперимент с тем же самым официантом, однако на этот раз вместо еды подставные клиенты заказали цветы, животных и изделия из металла. Несмотря на то что вначале деятельность официанта замедлилась, через непродолжительное время он показал, что способен адаптироваться к новому виду информации и вновь с прежней эффективностью использовать навыки, которые приобрел во время работы в ресторане. Таким образом было подтверждено, что упорядочивание (организация) информации является очень полезной стратегией для облегчения процесса вспоминания, независимо от вида данных, которые требуется вспомнить. Чем более упорядоченную и упрощенную информацию мы запоминаем, тем более простым будет процесс ее вспоминания.

Далее рассмотрим несколько примеров, которые продемонстрируют, каким образом можно улучшить деятельность памяти в повседневной жизни при помощи нескольких простых стратегий.