Запечатление | Тренировка, развитие и улучшение памяти


Запечатление

Все специалисты, без исключения, говорят о важности восприятия при запоминании. Но как усилить восприятие? Одни советуют: "Побольше эмоций!" - другие советуют применять сексуальные ассоциации, третьи -проветривать комнату перед запоминанием, делать побольше перерывов, или самую важную информацию воспринимать с утра, на свежую голову. Эти советы так же хороши, как и беспомощны. И, как правило, им никто не следует. Интересная информация, "бьющая по нервам", сама запоминается. А с неинтересной, как не разукрашивай, эффект небольшой - внутреннее сопротивление преодолеть трудно. Раз так, значит надо искать решение проблемы не снаружи, а изнутри.

В марте 1987 года в "Центре Эйдос" были проведены такие эксперименты. Во время сеанса гипноза ученикам давалась следующая установка: "Представьте, что вы только что родились. Сейчас вы откроете глаза и посмотрите на стол. То, что лежит на столе, вы увидите впервые. Эти предметы вам будут незнакомы… " При этом экспериментатор разбрасывал на столе самые тривиальные предметы: карандаши, тетради, пузырьки, книгу, таблицы для запоминания, фотографии одноклассников и т.д. В эксперименте участвовало 15 человек в возрасте от 14 до 16 лет. Вот отчет Тани, который был характерен для всех:

    - Открыв глаза, я увидела незнакомые мне предметы, лежащие на столе. Чувствовала себя при этом ребенком, только что родившимся на свет и воспринимающим все в диковинку. Этот эффект неузнавания длился 20-30 секунд. Потом эти ощущения исчезли, осталось только удивление. Особенно хочу отметить необычайную яркость неузнанных предметов. Я смотрела и не могла понять, сформулировать, что передо мной. Когда предметы приобрели знакомую форму, эта сверхяркость, свечение предметов исчезло. Это удивительно, как в одной синей джинсовой нитке можно увидеть столько оттенков.

Надо отметить, что этот эффект присутствовал только у людей, хорошо входящих в гипнотическое состояние. Впоследствии он много раз был повторен, но уже без гипноза, с помощью аутотренинга, релаксации, различных форм медитаций. Эффект сверхвпечатления присутствует всего несколько десятков секунд, но этого вполне достаточно, чтобы использовать его для повышения эффективности работы нашего интеллекта. Если мы наталкиваемся на какой-нибудь прием, дающий хоть несколько процентов прироста эффективности в учебе, - это уже находка. Его надо сохранить, о нем необходимо говорить. Этот прием хорошо использовать, когда устал, когда учебный материал скучен, когда мало времени, и тебе уже надо выходить к школьной доске, когда устаешь от привычной обстановки и хочется на все взглянуть по-новому.

Надо отметить, что "взглянуть по-новому" удается художественному типу людей - тем, у кого хорошее, яркое воображение от природы, или тем, кто хорошо освоил приемы аутотренинга или медитации. У мыслительного типа людей этот эффект вызвать труднее и этот метод использовать не рекомендуется.

Урок проходит следующим образом. Заранее готовятся предметы на столе. Ученики занимают удобные позы в кресле. Включается приятная, спокойная музыка, преподаватель дает формулы релаксации и на этом фоне делает внушение на сверхзапечатление. Дети больше любят, когда им дают установку на то, что они инопланетяне или разведчики. В конце подчеркивается, что этим приемом они смогут воспользоваться сами, без учителя. Два-три занятия достаточно, чтобы эффект проявился и в его действенность поверили сами ученики.