Фотографическая память

Это один из тех методов и способов запоминания, о котором мечтают все люди. Взглянул - и "сфотографировал". Этот метод хорошо получается у эйдетиков, у которых от природы яркие образы. Эйдетик не вспоминает при ответе, что было на картинке, а как бы продолжает видеть. Если ученика без ярких образов спросить: "Сколько было окон в доме или сколько предметов лежало на столе?" - он ответит: "Я не успел сосчитать". А эйдетик скажет: "Сейчас посмотрю. Так… три окна, две ложки." Он как бы продолжает видеть картинку, как на фотографии, перед собой. Конечно, не всегда эта фотография получается четкой. Для этого мы вводим шкалу образов. Чтобы ученик знал, к чему надо стремиться.

То есть некоторых учеников представляемая картинка может оживать, выходить из плоскости, они могут почувствовать вуки, запахи. В этом случае мы говорим, что происходит плавный переход к другим методам - оживлению, трансформации, соощущению.

Интересную особенность проявляют дети при способности к такому виду памяти. Если слайды показывать им один за другим, то при вспоминании они могут увидеть их сразу вместе, на одном экране. Но не больше 7-10 слайдов. На этой способности мы построили упражнение с наложением двух картинок. Показываются две картинки. Ученик в своем воображении должен совместить их. Причем задача решается только в том случае, если две картинки действительно накладываются на внутреннем экране.

Ты видишь, как спортсмен прыгает через планку. Ответь на вопрос: возьмет ли спортсмен высоту?

В идеале, видимо, надо стремиться к такому результату, о котором рассказывает Ира (15 лет):

    "На экзамене я вытащила билет, на который не знала ответа, так как эту тему не успела повторить. Я уже хотела встать и уйти, получив двойку. Но вдруг передо мной "возник" конспект. Я "смотрела" на него и переписывала формулы и предложения. Он виделся так четко, что не было разницы между видимым и реальным. Я все время боялась, как бы он не исчез раньше, чем я все перепишу. Мне поставили отличную оценку. Позже я рассказала своим друзьям об этом, но они не поверили, - решили, что я просто вызубрила геометрию. Каждый школьник мечтает о такой памяти, но мало кто реально владеет ею - отсюда и неверие."

Надо только добавить, что можно не дожидаться стрессов, чтобы проявились способности к этому виду памяти. Можно ее целенаправленно тренировать память изо дня в день, как тренируют свои способности музыканты, спортсмены, художники.