Измененные модальности

Суть метода в том, что информация, поступающая по одному каналу восприятия, осознается и фиксируется по другому. Следующие примеры пояснят это определение. На соревнованиях давали запоминать слова в темпе "одно слово в секунду". У некоторых участников соревнований при этом наблюдался такой феномен: они как бы переставали слышать слова, которые диктовали во время задания, но при этом продолжали видеть слова-образы на внутреннем экране. Им диктовали слова елка, сапог, краска… , но они не слышали их как звук, а видели перед собой картинку: на елке висит сапог, испачканный краской… То есть, как слуховой раздражитель, информация не осознавалась. Она перекодировалась в зрительную модальность, и уже осознавалась и запоминалась как видеоряд. Мы обратили внимание на этот феномен и усложнили эксперимент. Стали диктовать слова еще быстрее - 0,2-0,5 секунды между словами (достигалась почти полная слитность произношения слов). Ученики не слышали слов или слышали неотчетливо, как неровный звуковой фон, но зато видели причудливо меняющийся сюжет. Мы еще усложнили задание - стали диктовать 2 слова одновременно. Это происходило так: по команде два экспериментатора одновременно произносят по слову - это, как правило, простые существительные типа улица, доска, очки, шуба… После этого учеников просили воспроизвести слова в том же порядке. При ответе они называли не слова, а образы: на грязной улице ходят по доскам; очки повисли на шубе… Эффект был тот же. Слова как звук неразличимы, а зрительный образ позволял запомнить 5-7 пар слов, сохраняя их последовательность. Необычность задания в том, что ученики, не овладевшие методом измененных модальностей, не смогли запоминать в этом эксперименте слова. Пытаясь расслышать одно слово, они путались и сбивались в последующих. И при диктовке второй пары слов они, как правило, отказывались дальше запоминать.

То же самое происходит, когда ученики запоминают дощечки с различной шероховатостью (тактильная память).

В январе 1989 г., готовясь к соревнованиям в г. Москве, Кириллова Аня (14 лет) запомнила 10 дощечек за 6,4 секунды. Дощечки были с разной шероховатостью (от наждачной бумаги до воска). Она запоминала их пальцами, наощупь, с завязанными глазами. Если обычно на ощупывание и запоминание 10 дощечек уходила минута и более, то в этот раз ее руки двигались стремительно, одновременно с двух сторон к центру, проносясь по дощечкам "на одном дыхании". Казалось, что почувствовать и распознать их с такой скоростью невозможно. После того, как дощечки сдвинули в кучу и перемешали, Аня разложила их в том же порядке. Ее "профессионализм" выявил нечто новое для нас: в момент запоминания она не фиксировала внимание на ощущениях в пальцах, не "знала", что вообще их трогает. Руки ее летели по дощечкам, зрительные образы возникали мгновенно, вспыхивая от прикосновений, сознание "купалось в образах", позабыв об остальном. Позже эксперименты с гипнозом подтвердили, что этот феномен наблюдается не только у одаренных учеников или у тренированных профессионалов, но может быть смоделирован в гипнозе и у обыкновенного, не обученного человека (лишь бы он погружался в гипноз).

Как видим, это метод родился в практике, на соревнованиях. Этот феномен почти невозможно рассмотреть на обычном уроке или стандартном эксперименте - опросе. Поэтому он и не встречается в литературе по психологии и педагогике памяти. Но, как видим, он имеет прямое отношение к резервам памяти и восприятия, и не использовать его все равно, что отказываться от механической высокоскоростной бегущей дорожки при тренировки легкоатлетов.

Вот одно из упражнений на этот метод. Во время глубокой релаксации инструктор включает музыку и внушает ученикам, что они спускаются в пропасть: музыка едва доносится до них, затем совсем исчезает, но при этом они продолжают видеть цвет музыки. При первых попытках, как правило, наблюдается "плавающий эффект." Музыка то слышится, то исчезает. Желание не слышать может вызвать обратный эффект, простым усилием воли тут ничего не добиться, только глубина релаксации, измененное состояние сознания - ваш реальный помощник. Ну и, конечно, самое лучшее упражнение - соревнование на уроке, с уменьшением времени предъявления информации. Почти у всех, у кого получалось "не слышать", отмечали усиление яркости образов в зрительной модальности.