Как вести конспекты и запоминать то, что говорили на лекциях

Больше двадцати пяти лет назад я читал в университете Северной Аризоны курс лекций, посвященный ведению конспектов. В то время я был помощником преподавателя и ассистентом аспирантуры — грубо говоря, дешевая рабочая сила. Правда жизни состояла в том, что я практически ничего не знал о конспектировании, кроме того, что собирался рассказывать сам.

Итак, я прочитал своим студентам лекцию о Ближнем Востоке, где провел предыдущие шесть месяцев. Я посоветовал им следить за интонациями в моем голосе, и за паузами, которые я подчеркивал короткими взглядами. Это, как я говорил, означает, что лектор хочет особо выделить произнесенную им мысль. Если в этот момент он взглянет на ваши тетради, он будет ожидать, что вы записываете то, что он только что сказал К сожалению, моя лекция была слишком сконцентрирована на том, что бы смотреть на лектора, а не на том, чтобы слушать, что он говорил.

Зачастую предмет, рассматривающийся на лекции, может быть немного вам знаком. К примеру, мои студенты уже кое-что знали о Ближнем Востоке — кое-что, однако не слишком много. Ваша задача состоит в том, чтобы связать новую для вас информацию с тем что вы уже знаете, и, возможно, несколько изменить имеющиеся у вас знания путем проведения связей и ассоциаций.

Некоторые люди ведут конспекты лекций, но никогда больше не перечитывают свои записи. Не будьте одним из них! Возможно, вы действительно будете помнить не которые основные моменты лекции и без перечитывания конспекта, однако подумайте о том, сколько информации вы оставляете в стороне. Ваши записи представляют со бой сжатую структуру материала, изложенного на лекции, в том свете, в котором его увидели вы. Это может очень пригодиться для вдумчивого изучения материала, благодаря чему вы хорошо его запомните.

Постарайтесь перечитать свои записи вскоре после лекции — пока воспоминания еще "свежи". Это поможет более тщательно зафиксировать информацию в памяти.

По мере прочтения своих записей вы можете выделять, зачеркивать или добавлять то, что считаете нужным. Таким образом, вы получите более четкую картину изучаемого предмета и того, как его элементы вписываются в общую структуру знаний.

Выделение — это замечательный способ привлечь внимание к основным понятиям. Одни люди предпочитают подчеркивать; другие выделяют слова маркером. В любом случае, в следующий раз чтение конспекта будет гораздо более эффективным, потому что выделенные понятия формируют схему того, что следует запомнить. Вы можете еще раз взглянуть на свои записи, и провести более удачные ассоциации между выделенными понятиями и тем, что вы уже знаете.

Там, где это возможно, используйте схемы и другие визуальные средства. Использование визуальных средств помогает закрепить понятия в памяти. Кроме того, визуальные средства могут применяться для сжатия информации или для проведения связей между понятиями. К примеру, если вы напишете на листе бумаги слова "кратковременный", "долговременный", "вспоминание", "узнавание" и т.д., и проведете от этих слов стрелки к слову "память", вы запомните, что все эти слова как-то связаны с памятью (или являются ее частью).

Перечитывая свои записи, обратите особое внимание на пропуски. Спросите одногруппника, который был с вами на лекции, понял ли он, "что лектор говорил о...".

Постарайтесь восстановить информацию, которую вы пропустили (это встречается сплошь и рядом, поскольку лекторы зачастую излагают материал быстрее, чем большая часть студентов в состоянии переварить).

Еще лучший способ заполнения пропусков в конспектах— это подойти к лектору сразу же после занятия и попросить его повторить те места, которые вы не совсем поняли, или не успели записать. Скорее всего, преподаватель с радостью уточнит непонятные моменты, и снабдит вас дополнительной полезной информацией, которую вы сможете включить в свою долговременную память.

Если вам не удалось перехватить преподавателя сразу же после занятия, подойдите к нему в следующий раз перед началом лекции, и попросите прояснить моменты, которые так и остались непонятными. К тому времени вы успеете еще раз пересмотреть свои записи, и сможете сформулировать вопрос более конкретно. Думаю, что преподаватель не только ответит на все ваши вопросы, но и постарается начать следующую лекцию с краткого обзора предыдущей. Услышав вопросы, преподаватель может сделать вывод, что и остальным студентам также было не все понятно.

Не бойтесь обращаться к лектору с подобными просьбами. Преподаватель ни в коем случае не воспримет ваши вопросы как знак того, что вы глупее всех, или что вам не место на этом факультете. Напротив, он подумает, что вы целеустремленный, заинтересованный и внимательный студент.

Одна из главных предпосылок хорошей памяти — это внимание. Если на лекции присутствует только ваше тело, вы, скорее всего, ничего не запомните. Постарайтесь, чтобы там была и ваша душа — даже если лекция кажется ну очень скучной.

Как лектор могу сказать, что я очень ценю, когда студенты подходят ко мне с вопросами. Это дает мне возможность лучше понять, на чем "споткнулись" студенты, и осознать собственные недостатки в представлении информации. Без этой обратной связи я бы мог подумать, что мои слова поняли все, в то время как это было бы не так. Задавайте вопросы — этим вы окажете услугу и себе, и лектору.

Научитесь справляться с недостатками лектора и окружающей обстановкой. Представьте себе, что содержание лекции — это цель, на пути к которой нужно преодолеть пыльную бурю. Оденьте защитные очки, завяжите на голове платок и постарайтесь двигаться вперед. Видите моменты, в которых лектор недостаточно силен? Идите прямо к ним, и примите информацию, даже если она плохо изложена.