Большинство людей хотя бы раз в жизни попадали в ситуацию, когда, прочитав целую страницу книги, они вдруг осознав, что совершенно не поняли текста. Их мысли были заняты тем, куда поехать на выходные, или что следовало ответить тому нахальному продавцу.
Сохранение в памяти прочитанного материала — одна из основных задач образовательного процесса. Умение прочитать предложение, бегло произнести все его слова, и наличие словарного запаса, достаточного для того, чтобы не заглядывать в словарь по каждому поводу, — это одно. Умение запоминать прочитанное — это совершенно другое. Если вы не можете запомнить того, что прочитали, зачем тогда вообще читать?
Если вы хотите быть уверены в том, что сможете запомнить прочитанное, попробуйте воспользоваться одной из разнообразных обучающих систем, разработанных педагогами-методистами. На протяжении более чем 50 лет эти люди совместно с психологами изучали, как людям удается сохранить в памяти то, что они прочитали.
Рассмотрим одну из самых старых обучающих систем.
- Проведите обзор книги.
- Поставьте вопросы к материалу книги на основании проведенного обзора.
- Прочитайте книгу.
- Перескажите материал своими словами.
- Пересмотрите основные моменты книги.
Для начала подумайте, что нужно сделать, открыв учебник или другую научную книгу, содержание которой вы надеетесь запомнить после ее прочтения. Если вы сразу же углубитесь в чтение, не просмотрев предварительно книгу, вы можете заинтересоваться, что же будет дальше, так и не поняв, как организована структура излагаемого материала.