Методы развития памяти, образного мышления, воображения

В начале своей деятельности мы использовали всего четыре метода развития памяти: "оживление", "регрессия", "последовательные ассоциации", "динамическое соответствие". С тех пор накоплен большой опыт, позволяющий говорить, что "Школа Эйдетики" владеет не только методами, известными на протяжении столетий, но и новыми, рожденным нашим напряженным трудом.

Обычно авторы известных книг по этом теме описывают свой опыт тренинга памяти либо цитируют других. Мы пошли другой дорогой: многолетние эксперименты, с одной стороны, позволили найти совершенно неожидан­ные приемы мнемотехники, с другой стороны, выявить не­эффективные приемы, кочующие из книги в книгу по всему свету. Например, в немецких и английских изданиях, наряду с универсальным приемом, названным в честь древнеримского оратора, "методом Цицерона", приводится метод "цифро-буквенного кода", которым на нашей памяти не смог овладеть ни один, даже самый дотошный, ученик.

В настоящее время в "Школе Эйдетики" насчитывается 27 методов и многочисленные упражнения к ним. Эксперименты, соревнования, отчеты талантливых учеников и инструкторов позволили нам либо открыть заново хорошо известные специалистам приемы улучшения памяти, либо придумать новые (например "измененные модальности", "графические импровизации"). Иногда методы, отвергаемые другими авторами как не очень эффективные, на деле оказались очень полезными (как метод "избыточности").

ВОТ ЭТИ МЕТОДЫ

Мнемотехника

  1. Логические закономерности.
  2. Последовательные ассоциации.
  3. Связанные ассоциации.
  4. Фонетические ассоциации.
  5. Автобиографические ассоциации.
  6. Цифро-буквенный код.
  7. ОЧОГ.
  8. Рациональное повторение.

Эйдотехника

  1. Оживление.
  2. Вхождение.
  3. Трансформация.
  4. Образные крючки.
  5. Образное мышление.
  6. Соощущения.
  7. Графические импровизации.
  8. Отстраненность.
  9. Регрессия.
  10. Избыточность.
  11. Метод Цицерона.
  12. Припоминание.
  13. Измененные модальности.
  14. Динамическое соответствие.
  15. Запечатление.
  16. Комбинированные методы.
  17. Забывание.
  18. Фотографическая память.
  19. Развитие памяти во сне.

До появления в свет книги Лурия А.Р. "Маленькая книжка о большой памяти" все приемы укрепления памяти назывались "мнемотехникой". Лурия впервые ввел разделение на мнемотехнику (методы, основанные на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнику (от слова "эйдос", с греч.- образ; методы, основанные на конкретно-образном мышлении). В этой книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти.

Многочисленные эксперименты показали, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Отсюда и название нашего центра - "Школа Эйдетики".

Во многих зарубежных школах учат, как правильно; запоминать. Наш опыт убеждает, что запоминать мы итак умеем, надо учиться не запоминать, а воспроизводить. Вот один пример, который мы повторяли сотни раз на наших уроках. Ученикам 9-15 лет на первом занятии давали запомнить большую таблицу символов. Времени для этого было достаточно, от 3-х до 5-ти минут. При ответе они

воспроизвели таблицу на 40-60%. Это средний результат. Что делают в обычной школе учителя? Показывают таблицу до тех пор, пока ученики не воспроизведут ее полностью. А что делаем мы? Откладываем ее в сторону - и проводим наш курс. На последнем занятии спрашиваем учеников: "Вспомните, пожалуйста, ту, первую таблицу". И они вспоминают ее на 80-95%. О чем это говорит? О том, что таблица была в голове, но они ее не могли вспомнить. Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичным, ученики научились легко припоминать. И если информация запомнилась сразу, так причем здесь повторение? Акцент в методике надо делать не на умении запоминать, а на умении воспроизводить. Во многих же книгах учат запоминать. Итак, эксперимент показал, куда надо было направить наши исследования.

А как научиться воспроизводить? Надо посмотреть, как делают это одаренные люди, как происходит сверхвоспоминание в гипнозе (гипермнезия), как проявляется этот феномен во время стресса (известны случаи сверхвоспоминания во время войны). Об одаренном мнемонисте хорошо описано в книге Лурия. У героя его книги за 30 лет наблюдения за ним не было найдено границ памяти.

И в гипнозе человек может вспомнить давно забытые имена, события, прочитанные книги. Мы приведем несколько интересных случаев, подтверждающих это. К нам за помощью обратился юрист, потерявший контракт. В нем была указана денежная сумма, которую он должен был выплатить. Во время сеанса гипноза он увидел контракт перед собой и вспомнил необходимую сумму. Однако, оплачивал контракт с некоторыми сомнениями. Через несколько месяцев контракт нашелся. К его удивлению, суммы совпадали. Точно так же находились пропавшие ключи, спрятанные драгоценности, вспоминались приметы преступников.

Канадский нейрофизиолог Пенфилд вживлял во время операций в мозг пациентов электроды. Во время электростимуляции они необычайно ярко воспоминали свое детство. Видения были настолько реалистичными, что пациентам казалось, что они не вспоминают, а вновь находятся там. И они не хотели возвращаться.

И примеры одаренных людей, и гипноз, и операции, и стрессы, и болезни говорят об одном: сверхвоспоминание всегда сопровождается яркими образами. Из этого следует, что резервы нашей памяти связаны с активизацией правого полушария, отвечающего за конкретно-образное мышление.

Среди шести призеров Международных соревнований между центрами развития памяти (Москва, 1988; Рига, 1989) не было ни одного, кто бы использовал методы логического запоминания. Все были эйдетики.

Многие методы родились на соревнованиях. При обследовании чемпионов соревнований выяснилось, что они запоминают не так, как мы их учили. Они изменяли методы в зависимости от ситуации. Так, например родился метод "измененных модальностей".

Многие методы легче использовать, чем объяснить. На примере геометрических фигур и другого материала мы покажем, как ученики меняют тактику запоминания, неуловимо переходя от одного мнемотехнического приема к другому - разделение на методы условно и часто используется комбинирование методов. Но для большей ясности оправдано их искусственное разделение и противопоставление.