Повторение

Считается аксиомой, что "повторение - мать учения". Выше мы уже описывали эксперимент, в котором это положение не подтвердилось. Так что можно сказать, что "повторение - не мать, а мачеха учения". Мы от природы умеем и должны запоминать без зубрежки. И выставлять повторение как главный метод запоминания непустимо. Он ведет нас в тупик. Есть даже псевдонаучные исследования, в которых чертятся красивые графики, доказывающие, что чем на больший срок надо запомнить, тем больше надо повторять. Как будто нет примеров, опровергающих этот постулат. Исследования эйдетиков показали, что люди с хорошо развитыми способностями к визуализации и прошедшие специальную подготовку, могут вспомнить буквально любой день своей жизни. Так, Марина Скуратова (17 лет), Галина Логвинова (24 года) в 1992 году во время эксперимента вспомнили 10 лет своей жизни, описывая её год за годом, месяц за месяцом, день за днем. Удивлению их родителей не было предела. При этом они не задавались целью (много лет назад) запомнить все эти дни. При определенных условиях (стресс, фармакология, гипноз, болезнь, электрическая стимуляция мозга, упорная тренировка) это могут проделать не только эйдетики или сомнамбулы (люди, легко погружающиеся в глубокий гипноз), но и люди, не обладающие такими способностями. Повторение можно использовать как хворостинку для тонущего, как последний довод, когда уже ничего не помогает, но никак не основной методический прием, на котором держится вся система тренинга памяти. Есть ли у артиста, демонстрирующего свою память на сцене, время для повторения тех слов, цифр или другой информации, диктуемой из зала? Мы сначала рутинными методами обучения отбираем у детей в детских садах и школах то, чем их одарила природа, затем исследуем, что получилось или осталось, а потом выдаем это за научную истину и навязываем обществу как норму. При этом предпочитаем не замечать, как неординарные дети и учителя сопротивляются этому.