Вербальная (словесная) память

Зрительные образы для слепого человека, как вы понимаете, совершенно бесполезны. В этом случае в игру вступают другие чувства, инициирующие вашу память, например запахи, тактильные ощущения, звуки и слова.

Возможность использования слов в качестве подсказки, облегчающей запоминание информации, зависит от того, насколько хорошо вы владеете словом. У человека, обладающего определенными талантами и имеющего высокие лингвистические способности, едва уловимые оттенки слов могут вызывать довольно сложные воспоминания. Чувство слова, например, свойственно всем поэтам. Если же вы не поэт, то воспользуйтесь одним из приемов, облегчающих запоминание слов, о которых я расскажу в главе 9 "Борьба с забывчивостью".

Сочетание зрительных образов и слов, используемых для улучшения памяти, является наиболее мощным средством. Благодаря этому, вы получаете возможность вспоминать нужную информацию практически в любое время, используя для этой цели несколько различных каналов. Это не только улучшает запоминание информации, но и облегчает активизацию в памяти приобретенных знаний.

По сравнению со взрослыми или подростками, для маленьких детей более характерно использование зрительных образов, чем вербальной памяти. Подобное заключение не является неожиданностью, так как в этом возрасте дети только начинают учить язык. В возрасте от одного года до пяти лет словарный запас ребенка увеличивается в несколько раз, после чего продолжает пополняться вплоть до его совершеннолетия. Со временем скорость пополнения существующего словарного запаса уменьшается. Тем не менее, не игнорируйте возможности постоянного расширения своего словаря, для чего вам необходимо посещать различные занятия, читать или разгадывать кроссворды. Подобный образ жизни позволит вам заметно улучшить способность к запоминанию, построенную на вербальных подсказках. Мои бабушка и дедушка говорили на пяти языках, и до последних дней своей жизни прилежно заучивали каждый день по шесть новых иностранных слов.