Внутренние стратегии

Это в высшей степени превосходные приемы мнемоники. Они называются внутренними, поскольку создаются психической системой человека. Речь идет о мыслительных процессах, осуществляемых на постоянной основе для повышения способности к запоминанию. Они могут функционировать как на стадии получения информации, так и на стадии ее восстановления, а иногда и на обеих стадиях одновременно. Их применение требует предварительного обучения: как и при любом навыке человека, по мере практического применения они улучшаются. Ниже приведенные примеры могут показаться очень простыми и не оправдывающими применение мнемоники, однако они позволяют облегчить понимание и обучение техникам запоминания. Можно оценить их полезность при применении их в ежедневной жизни, используя для запоминания большего объема информации, чем в приведенных случаях, и на примере значимых для вас данных.

Мысленные ассоциации

Они очень просты и полезны для запоминания серий задач, таких как незаконченные домашние дела или покупки. Речь идет о придании смысла информации, которая им не обладает. На 1-м этапе человеку необходимо сформировать зрительный образ для каждого элемента из списка, который нужно запомнить. На 2-м этапе он связывает этот образ с объектом, указанным в списке, сначала с 1-м, затем со 2-м, затем с 3-м, 4-м и т. д. Этот метод оказывается пригодным для запоминания серии информационных данных, поскольку помогает выстраивать все элементы по порядку. Когда человек создает мысленные ассоциации посредством создания образов, они будут более эффективными, чем когда он формирует их без наглядных данных.

Устные посредники

Зачастую бывает удобным использование устных посредников для поддержания мысленных ассоциаций в активном состоянии. Для этого человек может придумать историю или рассказ, в котором будут присутствовать созданные им образы.

Например, представьте, что в перечне покупок содержатся следующие предметы: масло, макароны, молоко, кофе, плечики для одежды, увлажняющий крем, марки и конверты. Возможно, если покупать продукты, самым трудным моментом будет запоминание письменных принадлежностей или плечиков для одежды, поскольку эти вещи приобретаются нечасто, и в данном случае навык их запоминания не является автоматизированным. Чтобы избежать этого, создайте ассоциации между предметами из списка при помощи мысленных образов.

Вначале можно создать образ, связанный с макаронами и маслом, представляя себе блюдо из макарон, приправленных маслом; дайте себе время, чтобы четко увидеть полученный образ. Затем, представьте, что перед вами стоит чашка кофе, в которую добавляется немного молока. И наконец можете представить себе, что держите в руках какой-либо предмет одежды, при этом испытывая ощущение, как-будто только что закончили наносить на руки увлажняющий крем. В заключение создайте мысленный образ того, что наклеиваете марку на конверт. После создания ассоциаций можете сформировать из них маленький рассказ, который поможет вспомнить все элементы. Например, он может быть таким:

«Я только что закончил есть макароны с маслом и пил кофе с молоком, когда случайно опрокинул тарелку с остатками еды. После этого мне пришлось стирать и сушить скатерть, а затем наносить увлажняющий крем на руки. Такая случилась со мной оплошность, я описал ее в письме, которое посылаю тебе».

Хотя кажется, что все предметы, фигурирующие в этом примере, просто запомнить, мы рекомендуем попробовать сделать это упражнение, используя более длинный перечень предметов. Через некоторое время вы удивитесь, насколько эффективным окажется этот метод. Вначале он может показаться сложным, но по мере его применения обнаруживается, что он не только прост, то и достаточно увлекателен. Создание визуальных ассоциаций не только улучшает способность памяти к запоминанию, но и позволяет запомнить большее количество информации.

Места

Метод мест, также называемый «методом локи» (metodo del loci) является самым древним методом мнемоники, который был известен еще за 500 лет до рождения Иисуса Христа. Своим названием он обязан рассказу, переданному нам в наследство Цицероном, в котором Симонидесу де Гeocy, находящемуся на званом обеде, сообщили о том, что его дожидается посланец. Когда поэт выходил из дома, обрушилась крыша, в результате приглашенные гости оказались погребенными под обломками, а их тела были изуродованными до неузнаваемости. Чтобы опознать тела гостей, Симонидес де Геос был вынужден вспоминать места, на которых сидели гости во время обеда. Этот трагический опыт послужил ему примером того, что человек может улучшить способности своей памяти посредством создания мысленных ассоциаций с определенным местом. Впоследствии метод был использован греческими и римскими ораторами при ведении длительных дискуссий для того, чтобы не пользоваться записями.

Если требуется запомнить перечень данных или последовательность тезисов для доклада, единственное, что нужно сделать — это мысленно совершить прогулку по «зданию», складывая на хранение, если так можно сказать, основные положения или образы в каждой комнате или подсобном помещении. Можно восстановить информацию после виртуальной прогулки по помещениям здания, в которых были оставлены данные. Суть этой системы состоит в том, что известная последовательность мест представляет собой структуру, в которую могут быть включены новые данные.

Предположим, что нужно обновить права на вождение автомобиля. Для этого потребуется совершить следующие шаги: произвести почтовый перевод, получить медицинскую справку, сделать ксерокопию удостоверения личности, фотографии и передать все упомянутые документы вместе с конвертом, на который уже наклеена почтовая марка и написан адрес, в соответствующее учреждение.

После того как выберете здание, например свой дом, попытайтесь совершить маршрут, посетив количество помещений, совпадающее с числом шагов, которые нужно предпринять. Выберите, например, путь от входной двери до кухни. Начните с установления ассоциаций между разными предметами. Допустим, первым образом будет прихожая дома, превращенная в почтовое отделение. Дайте себе время, чтобы зрительно представить образ, сделайте его как можно более правдоподобным. Затем представьте себе группу врачей в коридоре. Можно представить, что в столовой на месте телевизора стоит копировальный аппарат, и таким же образом выстройте ряд ассоциаций до последнего шага. Когда будете готовы вспомнить всю последовательность действий, уже созданные ассоциации с соответствующими помещениями для них, нужно будет только мысленно повторить свой маршрут, чтобы затем воскресить в памяти всю запомненную информацию.

Слова-вешалки

Этот метод был разработан в XVIII веке Генри Хердсоном в качестве усовершенствования метода мест, который не позволял восстановить случайную информацию. Метод Генри Хердсона заключается в применении серии слов, которые будут использованы в качестве «вешалок» для «подвешивания» новых данных. Для того чтобы воспользоваться этим методом для запоминания нового материала, человек должен создать ассоциацию между каждым новым элементом и словом-вешалкой, согласно установленной последовательности. Предварительно следует изучить простой рифмующийся список, например, следующий:

uno-zumo (1 — сок), dos-tos (2 — кашель), tres-pies (3 — ноги), cuatro-teatro (4 — театр), cinco-brinco (5 — прыжок) и так далее, до завершения серии.

Затем будут созданы ассоциации между новым материалом и словами-вешалками, в результате чего сформируются мысленные образы, в которых будут взаимодействовать понятия слова-вешалки и новая информация. Образы должны быть как можно более подробными и живыми. Например, если потребовалось бы запомнить всех лауреатов Нобелевской премии в области испанской литературы, Гм образом был бы Хосе Эче-гарай, который пьет сок, 2-й образ принадлежал бы кашляющему Хасинто Бенавенте, 3-й была бы Габрие-ла Мистраль с большими ногами, затем следовали бы Хуан Рамон Хименес, декламирующий произведение на сцене театра, Мигель Анхель Астуриас, совершающий большой прыжок, и далее, пока речь не зашла бы об Октавио Пас.

Чтобы вспомнить информацию, будет достаточно просмотреть слова-вешалки, чтобы воскресить в памяти требуемые термины или ассоциированные идеи, без необходимости следовать заранее установленному порядку, как при методе мест. Так, если человек желает вспомнить информацию, следующую под номером 5, он вспомнит слово, в данном примере ассоциирующееся со словом «скачок», которое напомнит ему о «Мигеле Анхеле Астуриасе, совершающем большой скачок».

Техники запоминания:

  1. Придают смысл информации, которая ранее его не имела
  2. Помогают упорядочить информацию, создать ассоциации или образовать мысленные образы
  3. Варьируются от простых до сложных
  4. По мере применения дают более совершённые результаты