Я теряю память, боюсь, что у меня начинается развитие болезни Альцгеймера

Почти на протяжении 5 лет Маргарита, 65 лет, отмечает, что у нее происходит ухудшение памяти, и настаивает на том, что способность к запоминанию информации у нее сильно повреждена.

На приеме у врача. Маргарита объясняет, что очень обеспокоена. Она посещает учебное заведение средней ступени, обучается бухгалтерскому учету, и хотя она не занималась тренировками своей памяти, всегда старалась поддерживать свой ум в активном состоянии. Она много читает, часто бывает в кино и театре, интересуется историей и культурой стран, в которых бывает и в настоящее время посещает занятия и лекции для взрослых, проводимые в университете. В своей каждодневной жизни, помимо домашнего хозяйства, она помогает своему мужу в управлении его маленьким предприятием, где она вела некоторые аспекты бухгалтерской отчетности.

Маргарита была напугана и подтвердила, что хотя она никогда не отличалась прекрасной памятью, всегда все схватывала на лету и была достаточно сообразительной при решении возникающих проблем. Во время занятий она без труда понимала разные идеи и смогла сдать экзамены практически без подготовки.

В настоящее время Маргарита не помнит таблицы умножения, иногда с удивлением обнаруживает, что считает на пальцах. Она забыла о встрече, о которой договаривалась заранее, и не знает, почему не отметила ее в своем ежедневнике. Рассказывает, что в настоящее время записывает все: любую встречу, послание или поручение, при этом записи делает в момент поступления информации. Она считает, что использование ежедневника, возможно, стало причиной ухудшения ее памяти. При подсчете цифр в течение нескольких последних лет она пользуется калькулятором, поскольку не может произвести счетные операции в уме. Она пробовала делать упражнения на вычисление. Например, во время езды на автомобиле, она суммировала цифры с номерных знаков автомобилей, которые ее обгоняли. Считает, что провалы в памяти свидетельствуют о начале у нее болезни Альцгеймера.

История болезни. Под руководством специалиста-невропатолога Маргарита проходила курс лечения от головокружений. Учитывая все, что она рассказала, а также на основании сделанных записей и истории болезни, специалист порекомендовал ей пройти нейропсихологическое обследование.

Нейропсихологическое обследование. После проведения нейропсихологического обследования была отвергнута вероятность ухудшения памяти и умственных способностей. В соответствии с ее возрастом наблюдается незначительный дефицит удерживания внимания.

Диагноз. Специалист отмечает, что Маргарита торопится при выполнении упражнений, которые требуют осуществления процессов памяти. Она считает, что должна все делать быстро и фиксировать информацию в момент ее получения. Для нее скорость является гарантией запоминания. «Именно так я поступала в течение всей моей жизни, — объясняет Маргарита, — поспешно записывала любую информацию в свой ежедневник, и вот оно! Поскольку у меня нет памяти, я ничего не забываю». Врач объяснил ей, что она очень торопится, а это мешает запоминанию информации. Память является активным процессом, который состоит из следующих операций: получения, складирования и восстановления. А Маргарита так торопится, что успевает осуществить только первую операцию: получает данные, однако не делает никакого усилия, чтобы сохранить и затем восстановить их. С возрастом познавательные функции утрачивают скорость своей реализации, и поэтому теперь памяти требуется больше времени для более точной обработки информации.

Практические советы. Маргарита должна делать упражнения для тренировки памяти, концентрируя свое внимание на точном запоминании информации, улучшении кодификации и создании ключей доступа.

Перед каждой встречей она должна подумать, будет ли она свободна в предлагаемый ей день недели, и вообще свободна ли она, действительно ли это тот день, когда приходит помощница по хозяйству, не совпадает ли время встречи с временем ее занятий в университете, или не будет ли она находиться в поездке вместе со своим мужем. Она не должна торопиться, ей следует сконцентрироваться, записывая в свой ежедневник день и час встречи.

Находясь дома, она постарается мысленно вспомнить о встрече и проверить записи по своему ежедневнику. Она сосредоточит внимание на заголовках в газете и постарается мысленно повторить некоторые из них. Каждый день ей нужно учить таблицу умножения, но никогда в процессе вождения автомобиля, поскольку, когда человек находится за рулем, у него достаточно работы, чтобы не нарушать правила и не ехать на красный свет.

Лечение и дальнейшее развитие состояния. Маргарита успокоилась, когда специалист заверил ее, что состояние может улучшиться и что нет никакого серьезного ухудшения в деятельности памяти, которое потребовало бы начать курс лечения. В настоящее время она без труда может рассказать таблицу умножения и прекрасно справляется с распорядком своего дня. Она по-прежнему забывает названия городов экзотических стран или имя известного актера, сыгравшего роль в последнем виденном ей фильме. Однако для нее это не имеет значения. Теперь она гораздо лучше знает о том, как функционирует ее память и, что гораздо важнее, живет без тревожных мыслей о возможном развитии болезни Альцгеймера.