Забывание

Можно ли по своему желанию забыть неприятные события своей жизни на минуту, на час или на всю жизнь? Ведь когда неприятные переживания долго сопровождают нас, не отпуская ни днем ни ночью, когда избыток информации перед экзаменами перегружает нашу активную память, делая из нее "кашу", работа нашего интеллекта, нашей памяти нарушается. И, в конце концов, мы начинаем жаловаться на память. Забывчивость пришла не тогда, когда ждали, а когда она сама захотела, и уже ее не прогнать. И мы прекрасно забываем, только уже не по своей воле. После сильной, например автомобильной, аварии человек может забыть целый кусок жизни. В гипнозе человеку можно внушить на несколько минут, что он не помнит своего имени, своих родных. И действительно, когда ученик просыпается, не узнает ни себя, ни своих близких. После сеанса глубокого гипноза наблюдается также спонтанное забывание. Человек с трудом вспоминает, что было во время сеанса.

Но у детей это не так, как у взрослых. При опросе школьников 10 - 15 лет выяснилось, что они иногда успешно забывают по своему желанию, как по "щучьему велению, по моему хотению". Вот пример Алисы (13 лет): "Однажды я вспомнила ссору родителей трехлетней давности, и слезы навернулись на глаза". Чтобы забыть это, она представила, что держит в руках дощечку с песком. На песке нарисована эта ситуация. Она стряхнула дощечку, песок перемешался - и изображение исчезло. Ссора забылась, настроение улучшилось.

Эти и другие примеры избирательного забывания говорят о том, что природа дала нам механизмы эффективного избавления от нежелательной информации, и весь секрет только в том, как им овладеть. Психологи уже давно пришли к выводу, что дурные вести забывается не с течением времени и не просто так. Но как тренировать эти способности -мало где найдешь ответ. Наши упражнения к этому методу учитывают опыты с гипнозом, на многолетние эксперименты с талантливыми учениками и многочисленные опросы детей. Ниже приводится один из советов как забывать, взятый из книги "Школа эйдетики. Том 3."

Для занятия понадобится свечка, бумага, блюдце с водой, чтобы потушить горящую бумагу. Оторвите клочек бумаги, поместите в пламя свечи и наблюдайте, как горящая, бумага воспламеняется, сворачивается, превращается в пепел, рассыпается. Еще какое-то время горящая бумага стоит перед глазами и потом исчезает. Проделайте это для того, чтобы легче представить этот процесс перед глазами во время релаксации.

Приготовьте картинку, которую хотелось бы забыть. На ней может быть написано имя, дата, событие или просто нейтральный рисунок. Садитесь поудобнее, включите приятную музыку, проведите релаксацию. Когда исчезнет все вокруг - случайные мысли, комната, ваше тело, когда появится необычайная легкость и яркие образы - скажите себе:

    - Я забываю эту картинку, забываю на несколько минут (или часов, или навсегда). Она сгорает в пламени свечи. Я слышу потрескивание пламени, слышу запах, вижу, как картинка сворачивается в трубочку, она превращается в пепел. Я хочу увидетькартинку - и не могу, вижу пепел. Хочу ее вспомнить - и не могу. Вспоминаю любую другую, кроме этой. Забываю все сильнее и сильнее.

Все эти слова надо произнести целиком. Иначе впоследствии у вас возникнет мысль: "Может я обманываю себя, я же не пытался вспомнить." Чем точнее задается срок забывания, тем лучше результат. Если вы хорошо умеете проводить релаксацию, если у вас яркие образы и вы видете свечу, пламя, горящую картинку, слышите звуки и запахи, то через несколько занятий вы овладеете этим методом.

Посмотрите, какие бывают варианты ответов учеников:

  1. Забыть не удалось. Свечу и картинку представить не смог.
  2. Свечу и картинку представил, - она загорелась. Но когда попытался вспомнить, картинка появилась вновь и даже стала еще ярче. Увидел новые подробности.
  3. Все хорошо представлял,, но, когда попытался вспомнить, вместо этой картинки появилась другая. И пока она стояла перед глазами, та, первая не вспоминалась.
  4. При попытке вспомнить картинка появилась вновь. Я ее сжигал несколько раз. В конце концов перед глазами остался клочок. Половина картинки никак не хотела сгорать.
  5. Все сгорело. При желании вспомнить ничего не появилось.

Если у вас получилось, как в пунктах 2, 3, 4, 5, то поздравляем, забывание у вас будет эффективным. Причем обратите внимание, что во втором случае забывание можно использовать для сверхвоспоминания. Раз картинка появляется вновь и становится еще ярче, и обрастает новыми подробностями, значит, мы наткнулись на еще один способ припоминания - сжечь и забыть, чтобы лучше припомнить. Если у вас результат, как в пункте 1, то вам необходимо поупражняться в визуализации. Аутотренинг, медитации помогут вам в этом.