Избегайте многозадачности

Довольно часто можно увидеть людей, которые выполняют несколько задач одновременно.

  • Разговаривают по телефону и отсылают электронную почту.
  • Читают прессу и смотрят телевизор.
  • Пишут себе заметки во время собрания по совершенно другому поводу.
  • Разговаривают по мобильному телефону, управляя автомобилем.

Подобный вид сложного управления называют многозадачностью, поскольку выполняется более одного действия одновременно. В последнее время многозадачность стала нормальным способом жизни.

Представьте себе собрание на работе, и человека, которого постоянно кто-нибудь отвлекает. Ему даже дважды приходится выходить, чтобы ответить на сообщение. Сев на место, он становится невольным слушателем разговора двух сидящих рядом коллег, и начинает жалеть о том, что рассматриваемые вопросы не излагают письменно.

Тем, кто гордится своей способностью к многозадачности, следует задуматься о процессах, происходящих в их мозге. Не так давно исследованиями было установлено, что разделенное внимание ослабляет восприятие. Хотя многие и могут в течение дня одновременно выполнять простую и сложную работу, информация, оставшаяся в памяти, стирается по мере участия человека в действиях, требующих высокой степени концентрации.

С одной стороны, он слышит рассказ директора о положении дел в компании, с другой — обмен мнениями между сотрудниками по поводу свидания директора со своей практиканткой.

В конце концов, он решает, что возьмет у директора после собрания тезисы его доклада, а сейчас ему необходимо еще ответить на некоторые электронные письма и телефонные звонки.

Он открывает свой портативный компьютер, наскоро набрасывает текст письма, и рассылает его по всем электронным адресам клиентов.

После совещания его срочно вызывают в кабинет директора, где разъяренный глава фирмы вручает ему копию отправленного 10 минут назад письма, в котором написано: "Практикантка и директор хотят вас удивить".

Скорее всего, подобная ситуация является достаточным поводом, пересмотреть свое отношение к многозадачности. Однако не обязательно доводить себя до такой крайности. Вероятность возникновения ошибок увеличивается при выполнении нескольких действий одновременно. Причем ошибки можно и не заметить, поскольку мозг в это время занят более важными задачами.

При многозадачности способность к запоминанию значительно снижается. На выполнение каждой из задач расходуется часть умственной энергии человека. Распределение энергии на такие части и приводит к рассеянности. При переходе от одной задачи к другой сознание полностью от первой не "отключается". Можно сказать, оно отсутствует.

Дело в том, что человек не обладает неограниченной способностью обращать внимание на несколько вещей сразу. С прибавлением каждой новой задачи вклад в выполнение остальных уменьшается. Следовательно, даже если закончить одну из выполняемых задач, то можно не запомнить, как это произошло.

Возникает вопрос: "Следует ли избегать многозадачности?", и вот простой ответ на него — "да". Однако, время от времени, нам может казаться, что другого выхода просто нет. Это не так, на самом деле существует гораздо больше выходов, чем мы думаем. Конечно же, иногда все-таки приходится прибегать к некоторой многозадачности, но старайтесь делать это как можно реже. Наша задача состоит в том, чтобы видеть различие между ситуациями, когда действительно необходимо выполнять одновременно несколько действий, и когда этого можно избежать.

Даже если такая необходимость действительно существует, можно сохранить способность запоминать свои предыдущие действия перед переходом к другой задаче. Для этого следует изменить темп работы. Однако одного замедления недостаточно. Поскольку необходимо дать отдохнуть своему сознанию, для этого лучше всего периодически выходить подышать свежим воздухом.

Воспринимайте этот перерыв как возможность запомнить выполненные только что действия. Это время необходимо для того, чтобы объединить данную задачу со всеми остальными задачами, выполненными в этом же проекте. Рассматривая последнюю задачу в контексте с остальными, можно определить их отношение к общей "картине".

Не делая перерывов, можно повторять одни и те же действия, забыв о том, что они уже выполнены прежде, либо делать работу, за которую вообще можно было не браться.

Используйте технику остановки и сосредоточения, чтобы нарушить темп и запомнить свои действия. Для этого достаточно сделать следующее.

  • Выйти на улицу.
  • Отдохнуть в кафетерии либо на кухне.
  • Выслушать замечания по только что проделанной работе.
  • Рассказать сотруднику, супругу или другу о проделанной работе.

Выполнение вышеперечисленных пунктов позволит вам переключить внимание на следующую задачу, на которой необходимо сосредоточиться. Следует только позволить себе немного отдохнуть, чтобы запомнить все то, что только что было сделано.

Можно даже делать мини-перерывы, всего на несколько секунд, во время выполнения нескольких задач. Для определения "границ" между задачами попробуйте выполнить любые из приведенных ниже действий.

  • Измените положение: если вы сидите, необходимо встать и потянуться.
  • Сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы замедлить частоту сердечных сокращений.
  • На несколько минут очистите свое сознание от всех выполняемых задач.