Память и экзамены

В этом разделе вы найдете 3 основные рекомендации, применение которых позволит наиболее эффективно пользоваться ресурсами своей памяти: речь идет о составлении программы, необходимости придерживаться определенной системы при изучении материала, а также о чередовании периодов работы с паузами, предназначенными для отдыха.

Метод лесного пожара

Большинство преподавателей, начиная курс занятий, рекомендуют студентам заниматься постоянно с определенным количеством перерывов, чтобы избежать паники и подавленного состояния накануне экзамена. Однако очень немногое число учеников следуют этому совету. Вероятно, поскольку они не начали заниматься заблаговременно, у них выработалась привычка к использованию так называемого «метода лесного пожара», при котором огонь гасится каждый раз, как только он загорается, отсутствует соответствующее планирование изучения материала. Тем не менее исследования, произведенные в разных странах и на различных уровнях обучения свидетельствуют, что у хороших учеников рабочие периоды постоянно чередуются с паузами для отдыха, т.е. у них нет необходимости выучивать весь материал в самый последний момент.

Программирование

Чтобы планирование было хорошим, полезно осуществлять его на 3-х уровнях: всего курса, каждой недели и каждого дня.

При планировании всего курса устанавливается дата экзамена. Затем временной промежуток делится на время, необходимое для занятий, время для отдыха, и 10 процентов оставшегося времени отводится на возможные непредвиденные ситуации.

Каждую неделю можно планировать график для изучения различных предметов. И наконец каждый день время для занятий обычно должно составлять 3 часа, после 55 минут рабочего времени необходим отдых в течение 5 минут, после 2-го периода работы, длящегося 50 минут, отдых составит 10 минут, после 3-го рабочего периода в 45 минут отдых составит 15 минут. Периоды отдыха облегчат закрепление изученного материала и уменьшат чувство усталости. Не рекомендуется, чтобы перерыв для отдыха между рабочими периодами превышал 30 минут, поскольку в противном случае произойдет рассеивание внимания. Полезно выработать привычку заниматься каждый день в одно и то же время, никогда не путать время занятий с временем для сна, никогда не заниматься сразу же после приема пищи или упражнений, требующих сильной физической нагрузки.

Систематизация

Другая рекомендация для максимального использования ресурсов памяти при подготовке к экзаменам заключается в использовании системы, которая облегчила бы обучение. Предлагается чередовать применение активных техник понимания и стратегий мнемоники. Наиболее известной и самой широко применяемой является РВЗЧ («рассмотрение, вопросы 3 чтения», с. 71).

Просмотр

Речь идет об основной технике, предназначающейся для противодействия забыванию в процессе подготовки к экзаменам. Основное правило заключается в следующем: необходимо осуществить просмотр материала в несколько этапов, поскольку многократный просмотр материала в течение дня способствует появлению помех, что препятствует консолидации приобретенной информации. Следовательно, рекомендуется осуществлять просмотры в самом начале обучения, затем несколько последующих просмотров позволят закрепить оставшиеся следы, и наконец финальные просмотры помогут освежить в памяти данные накануне экзамена.

Не рекомендуется просматривать материал непосредственно перед экзаменом, поскольку в эти моменты человек может быть в очень возбужденном состоянии. Вы не только не выучите ничего, но даже можете нанести вред уже полученным знаниям. Иногда в моменты перед экзаменом человек обнаруживает, что не знает ничего, как если бы у него случился провал в памяти. Не волнуйтесь, это всего лишь блокировка, обусловленная состоянием тревоги, которая не способна стереть данные из памяти. Постарайтесь расслабиться и тогда убедитесь, что с вашей памятью все в порядке. И не забывайте придерживаться обычного совета преподавателей: последний день перед экзаменом должен быть полностью посвящен просмотру материалов, последний вечер — отдыху, а ночью следует хорошо выспаться.

Прилагаем таблицу, в которой представлены 4 основные фазы для оптимального просмотра материалов.