Заучивание

Иногда можно услышать фразу: "Я выучил назубок". Это означает, что человеку известен некий способ заучивания, либо он усвоил данную информацию настолько хорошо, что вспомнить ее не составляет для него никакого труда. В данном разделе приводится несколько методов для выполнения подобной задачи.

Чем больше времени затрачено на изучение нужного предмета, тем легче вспомнить выученное в дальнейшем. Это и есть основной принцип заучивания — повторяя что-либо несколько раз (правильно) можно выучить это "назубок". Данная методика используется, например, при наборе текста на компьютере. Если заучить местоположение клавиш, смотреть на клавиатуру уже не будет необходимости.

Десять лет назад я обучался работе в операционной системе Window на своем PC. Мой друг пытался помочь мне в этом по телефону.

"Щелкни на кнопке Пуск", — говорил он.

На передней панели системного блока я обнаружил кнопку Power, и решил, что мне, вероятно, необходимо нажать именно на нее. К счастью, я успел поинтересоваться у собеседника: "Мне нужно его выключить?".

"Да нет, просто зайди в меню Программы, а затем Служебные".

"Я понятия не имею, о чем ты говоришь", — терялся я.

"Помести указатель мыши на кнопку Пуск и щелкни на ней. Откроется меню. После этого выбери команду Программы и щелкни на ней. Откроется еще одно меню. Теперь щелкни на команде Служебные".

Прошло много лет, и сейчас я работаю на своем компьютере, как будто знаю, что делаю (после чего мой подрастающий сын разбирается со всем тем беспорядком, который я учинил).

Суть в том, что после нескольких лет практики я свободно работаю в системе и знаю, как она организована. Поэтому теперь, когда специалист по технической поддержке помогает мне в телефонном режиме диагностировать проблему, и говорит щелкнуть на кнопке Пуск, я уже не пытаюсь выключить компьютер.

Обретя уверенность, человек перестанет нервничать, и сможет вспомнить любой "заученный" материал. Даже если за ним наблюдает определенное количество людей или его отвлекает экзаменационная обстановка, он может быть уверенным в том, что информация "придет на ум" сама собой (на автопилоте), поскольку он повторил данный материал достаточное количество раз. Материал вспоминается легко, поскольку он "записался" в подсознании.

Чем больше мы повторяем материал, который следует запомнить, тем больше мы можем быть уверены в способности "восстановить" его позже. Поэтому при любых обстоятельствах, например на экзамене или во время выступления, мы сможем вспомнить все, что необходимо.

Представим, что необходимо запомнить пять районов Нью-Йорка. Вам не удастся достичь нужного результата, просто повторяя: "Бронкс, Квинс, Бруклин, Стейтен Айленд и Маихэттэн", но если при этом смотреть на карту и запоминать форму каждого, можно выучить даже большее их количество. Теперь следует узнать подробности о каждом из районов: кто там проживает, какие есть памятники и здания. Кроме того, если прочесть книгу или статью о Нью-Йорке, можно прибавить к имеющимся знаниям еще большее количество ассоциаций. Также можно вспомнить слова Джона Леннона: "Если вы не в Нью-Йорке, вы скрываетесь". Теперь запомнить районы будет элементарно просто!

Заучивание подразумевает не только бездумное повторение. Если человек просто повторяет что-либо не- сколько раз, он запоминает это "поверхностно". Поэтому если нужно "записать" информацию "глубоко", простого повторения недостаточно. Например, при изучении французского языка, кроме повторения фразы, необходимо знать ее значение.

Противоположностью заучивания является зубрежка. При зубрежке человек пытается как можно быстрее запомнить все поверхностные детали, т.е. "впитывает" всю информацию за короткий срок, наивно полагая систематизировать ее позже. При тщательном изучении информация сразу систематизируется в памяти.

Позже можно расширить свои знания дополнительной информацией о предмете настолько, насколько это возможно.

Изучение отличается от зубрежки по многим параметрам (более подробно об этом в главе 13 "Как сдать экзамен"). Прежде всего, при изучении гарантированно "всплывет" информация, полученная не при подготовке к экзамену. При зубрежке, даже если предположить, что человек запомнил то, что зазубрил, информация "вылетит" из его головы так же быстро, как она туда попала. Содержащиеся в памяти факты заменятся новым набором данных, которые впоследствии также будут "переписаны" очередной порцией информации. Необходимо, чтобы заучиваемые факты надолго оставались в памяти, поскольку они в дальнейшем могут стать прекрасной основой для другой информации.

При изучении человек "выращивает" информацию, которая со временем "разрастается" с помощью других фактов. Постепенно данная информация переходит в крепкие знания, которыми можно будет пользоваться долгое время.

Может возникнуть вопрос: "Бывает ли количество усваиваемой информации избыточным? Существует ли граница, после превышения которой изучение становится бессмысленным? Могут ли появиться "провалы в памяти", если уделять обучению слишком много времени?". На все эти вопросы есть одни ответ — нет.

При изучении основа для запоминания информации расширяется, что помогает человеку обрести уверенность в своих знаниях.

Возьмем, к примеру, людей, которые постепенно становятся экспертами в своей области. Они не проходят быстрый курс, зазубрив информацию для экзамена, а уходят с глубоким знанием предмета.

Тщательное изучение является гарантией того, что человек всегда будет стоек к информационным помехам, которые могли бы сбить другого с толку. При попытке запомнить поверхностную и малознакомую информацию, человек, вероятно, будет склонен к принятию неуместной информации до тех пор, пока не разберется в своих знаниях более детально.

К примеру, школьнику следует выучить флору Южного берега Крыма на экзамен по географии. Возможно, он никогда не был там, и не видел можжевеловых рощ. В ходе подготовки к экзамену его друг рассказывает о Карпатах (где он провел каникулы), и описывает высокие сосны и ели.

На экзамене, отвечая на вопрос о крымской флоре, школьник увлеченно повествует о том, насколько красивы в Крыму сосны-великаны. Преподаватель изумлен: "О чем вы говорите?".

Если бы учащийся готовился к экзамену, не зазубривая, а изучая материал: просмотрел карту Крыма, иллюстрации, прочитал о природе полуострова, — он бы никогда не спутал его с Карпатами, поскольку неправильная информация "натолкнулась" бы на достоверные данные. Знания о крымской флоре имели бы глубину, поскольку они были бы получены путем изучения.

Доверил бы больной, которому необходима операция на мозге, свое здоровье нейрохирургу, обучавшемуся профессий путем зубрежки? А врачу — новичку в своем деле? Скорее всего, больной хотел бы знать, что данный специалист выполнял подобные операции не один раз, чтобы быть более уверенным в нем и его способностях.