Как запомнить лицо

Один человек встретил на конференции женщину, лицо которой ему показалось знакомым. Она остановилась в той же гостинице, что и он, и, похоже, также узнала его. Он с улыбкой кивнул ей, но не решился заговорить, поскольку не помнил точно, кто она, и где он с ней встречался.

Он боялся показаться слишком навязчивым, подойдя к ней первым, тем более она могла неправильно понять его вопрос: "Мы не знакомы?" и подумать, что он таким образом просто пытается познакомиться с ней. Она была привлекательной женщиной и, вероятно, часто сталкивалась с мужчинами, обращающимися к ней с подобными вопросами. С другой стороны, он волновался, что может обидеть ее своим невниманием..

В молодости людям легче сопоставлять лица с соответствующими событиями, но с годами эта задача усложняется. Для того чтобы по лицу человека можно было вспомнить его имя, либо просто его "идентифицировать", следует использовать технику ассоциаций. Связывая характерную черту лица человека с некоторой информаций ей о нем, вам будет проще вспомнить его впоследствии.

Каждый человек имеет уникальную внешность. Необходимо найти в нем отличающую его черту, которая особо привлекает к себе внимание, а затем связать ее с индивидуальностью этого человека.

Выделите черту одним из следующих способов.

  • "Преувеличивая" ее.
  • Представьте художника, рисующего карикатуру на данного человека, основой которой является одна физическая особенности
  • Представьте, что эта характерная особенность разговаривает, самостоятельно, причем она рассказывает все, что следует запомнить о данном человеке.

Елена

Предположим, войдя в офис, человек встречает некую Елену, которая деловито перемещается по комнате, при этом разговаривая cо всеми окружающими. Создается впечатление, что она сплетничает, поскольку переходит от одного человека к другому.

Присмотревшись, он замечает, что она обладает некоторые внешним отличием: ее уши слегка великоваты. Теперь следует сфокусироваться на этих ушах, воображая их по размеру намного большими, чем они являются в действительности. Можно представить что она вырастила эти уши для того, чтобы собрать все, что говоря вокруг, в надежде получить интересную сплетню.

Владимир

В другой комнате ему представили Владимира, после чего познакомили еще с тремя сотрудниками. Владимир обладает довольно густыми сросшимися бровями, а также чрезвычайно пышными усами. Представьте, как бы его нарисовал художник-карикатурист. Вообразите, что брови Владимира связаны между собой, создавая самым одну большую бровь. Эта бровь выделяется в сознании, и кажется, что она дублирует его пышные усы. Фактически, следует представить себе рисунок, на котором Владимир будет изображен с двумя парами усов: одна нормальная и одна — вместо бровей. При следующей встрече его будет несложно вспомнить благодаря одной брови или двум парам усов.

Александр

Александр производит впечатление застенчивого и возбудимого человека. Его взгляд нервно скользит по окружающим, что создает впечатление чрезвычайной взволнованности. Если он случайно встречается с кем-нибудь взглядом, то бегло переводит его на кого-нибудь другого, как будто пытаясь найти защиту.

Представим, что Александр чувствует себя неловко под всеобщими взглядами, и поэтому пытается скрыться среди людей, собравшихся вокруг стола. За ними он нашел "укрытие". Сосредоточимся на его бегающих глазах, чтобы при следующей встрече с Александром в памяти "всплыл" его возбужденный взгляд.

Одним из самых распространенных способов запоминания человека является создание связи какой-либо его уникальной физической особенности с некоторым аспектом его индивидуальности. Это может быть:

  • походка;
  • самовыражение;
  • одежда;
  • улыбка;
  • хмурое выражение лица.

Лиза

Молодая женщина по имени Лиза все время сидит, откинувшись на спинку стула, и слушает чужие разговоры.

Интересно, а что Лиза думает по поводу того, что обсуждается? Ее грустные карие глаза, кажется, так и говорят о том, что она имеет собственное мнение, и хотела бы его выразить, но робость мешает

сделать это. Невольно возникает желание так или иначе помочь ей почувствовать себя достаточно уверенной, чтобы высказаться.

Если встретить ее через неделю, можно сразу и не вспомнить место и обстоятельства предыдущей встречи, но стоит увидеть ее грустные карие глаза, и информация всплывает в памяти сама собой.

Сергей

Сергей имеет очень гордый и величественный вид, и вообще похож на "открытого" человека.

Поскольку на его лице нет никаких характерных черт, с помощь, которых можно было бы его запомнить, придется положиться на его осанку и выразительные движения как на элементы, стимулирующим воспоминания о нем. Имя Сергей останется в памяти как связь с тем что он выражает свои мысли искренне.

Встретив человека, не имеющего никаких отличительный черт, необходимо присмотреться к нему повнимательнее. Вероятнее всего, можно будет найти что-либо, даже если это не относится к его "обычному" поведению, либо является некоторым преувеличением.

Например, представим себе встречу с человеком, которого невозможно описать. Допустим, это женщина с каштановыми волосами, карими глазами, среднего роста и среднего веса, без отличи тельных черт лица.

Ее волосы зачесаны назад, и собраны в "хвост", и можно сделать вывод о том, что если она распустит их, они по длине будут ниже плеч. Она также довольно скромна по сравнению с остальными людьми в комнате. Она делает случайное замечание, которое, кажется, переводит разговор в неожиданное русло.

Можно связать ее довольно "неприметный" внешний вид с тенденцией сидеть спокойно, это также можно связать с тем фактом, что ее волосы зачесаны назад. Однако, что делать с ее способностью резко изменять тему разговора?

Собранные в "хвост" длинные волосы могут послужить ассоциацией с потенциальной откровенностью и выразительностью.

Теперь представим еще одну встречу с этой женщиной, только на сей раз ее волосы распущены. Легко ли будет узнать ее? Возможно, потребуется некоторое время, чтобы связать свои воспоминания о ней с ее предыдущей прической, однако, скорее всего, это удастся. Вторая встреча повлечет за собой новые ассоциации, которые можно использовать, что бы запомнить эту женщину, так как во второй раз она проявит больше индивидуальности в разговоре и отношениях с другими людьми.

Поскольку визуально человек запоминает информацию на более длительный период, чем вербально, проблема запоминания лиц в действительности решается намного проще, чем кажется на первый взгляд.

Продолжительность взгляда на лицо человека может быть любой, в отличие от продолжительности произношения его имени. Он может назвать свое имя только один раз, а смотреть на его лицо при разговоре можно сколько угодно.

Еще одной причиной, которой объясняется более легкое запоминание лица, чем имени является тот факт, что запоминание лица представляет собой задачу визуального опознания, а запоминание имени — задачу восстановления информации. А как известно, задачи опознания являются намного более легкими, чем задачи восстановления информации (более подробное описание различий между этими задачами приводится в главах 1 "Провалы в памяти и их устранение", 2 "Мифы, в которые мы верим" и 11 "Как запомнить выученное").