Как мы забываем?

Забывание следует рассматривать в качестве результата деятельности нормальных факторов нашей памяти, которые способствуют тому, чтобы незначительная информация была менее доступной при запросе на ее получение. Тем не менее забывание не означает полного исчезновения вышеупомянутой информации, речь идет всего лишь об «ослаблении» используемых путей доступа. Кажется, что в процессе забывания происходит исчезновение именно уже установленных нейронных связей, следовательно, для активации воспоминания потребовалась бы серия событий или особых ключей восстановления.

Эффект накопления

Обычно этот процесс является обратимым. В этом смысле, когда человек пытается вновь узнать информацию, которая была им забыта, ему требуется меньшее количество времени на ее изучение, чем в случае, когда речь шла бы о новых данных. Этот феномен получил название «эффекта накопления». Он осуществляется, например, в процессе просматривания человеком лексики языка, который он изучал в детстве, но на котором впоследствии перестал говорить. Когда он возвращается к изучению этого языка, ему требуется меньше времени, чем если бы речь шла о языке совершенно ему незнакомом. Происходит повторная активация информации, она становится более доступной для вторичного установления нейронных связей. Хорошо, а каким же может быть процесс возникновения забывания?

Умеренная забывчивость

Хотя, как показано далее («Патологии, негативным образом влияющие на память», с. 90), забывание объясняется проблемами неврологического характера, в этом разделе мы остановимся на умеренной забывчивости, считающейся обычным явлением, обусловленным законами о неупотреблении данных и интерференции.

Закон о неупотреблении данных

Согласно вышеуказанному постулату, вся информация, которая не находит практического применения или не поддерживается в активном состоянии, изглаживается из памяти: со временем она просто-напросто забывается так, как если бы ячейка, в которую записывается воспоминание, просто исчезла.

Закон интерференции

Являясь альтернативой предшествующему положению, эта теория утверждает, что основной причиной забывания является не прошествие времени, а деятельность или вмешательство, происходящее между обучением и моментом производства воспоминания. Существуют 2 основных типа интерференции.

  • Интерференция обратного действия (ретроактивная). Самая последняя информация является более значимой, чем сохраненная ранее, поэтому воспоминание старой информации требует больше затрат. Таким образом, когда человек запоминает новый номер телефона своего друга, ему обычно бывает труднее вспомнить его старый номер.

  • Превентивная (проактивная) интерференция.

Старая информация препятствует запоминанию новой. Например, изучение 2-го иностранного языка создает помехи для изучения 3-го языка.