Миф: возможность потери памяти

Временное ухудшение памяти характерно для многих из нас. Часто это выражается в том, что вы забываете чье-то имя или какое-либо название прямо посреди разговора, или оставляете где-то свои ключи, и в следующие полчаса безуспешно пытаетесь их найти.

Вам нечего бояться. Вы не сможете потерять свою память, поскольку память не является вещью, которую можно где-то оставить. Откажитесь от подобных представлений. Ваша память — это навык, который можно улучшить.

Следует заметить, что в головном мозге нет специальных областей, предназначенных для хранения воспоминаний. Хранящаяся информация распределяется по всему объему человеческого мозга (подробное описание головного мозга приведено в главе 3 "Организация процесса запоминания"). Исследователям, изучавшим человеческий мозг в течение более чем 100 лет, так и не удалось найти какую-либо определенную область, предназначенную для хранения воспоминаний.

Многие люди с удовольствием используют образ компьютера при описании процессов мышления, происходящих в коре головного мозга. От них можно услышать: "Мой мозг похож на устаревший компьютер. Я не могу получить доступа к файлам, так как скорость мозга слишком мала, а для записи новой информации не хватает свободного дискового пространства".

Человеческий мозг является более сложным устройством, чем любой компьютер. То же самое можно сказать и об организации человеческой памяти. В отличие от компьютера, способности к запоминанию не могут быть предварительно запрограммированы на выполнение каких-либо определенных действий, но каждый из нас имеет возможность их улучшить. Кроме этого, память человека не относится к аппаратным средствам мозга.

Память не является вашей собственностью, скорее, это возможность что-либо делать. Это не предмет, который можно купить или потерять, поэтому отнеситесь к слову память не как к существительному (т.е. предмету), а как к глаголу (т.е. к действию).

Когда я говорю о пешеходном туризме, я знаю, что это не какая-то вещь. Это — действие. Я начал заниматься туризмом еще в школьные годы, постепенно совершенствуя свои туристические навыки. Когда я использую в этой книге слово "память", я обычно имею в виду вашу способность к запоминанию. Память является тем, что вы делаете с большим или меньшим успехом.

Многие относятся к этому довольно скептически: "Ладно, это все, конечно, хорошо, но раньше моя память была гораздо лучше". Подобное утверждение имеет определенные основания. По многим причинам, память может с течением времени ухудшаться.

Существует целый ряд причин, которые могут привести к ухудшению памяти:

  • неправильное питание;
  • употребление алкогольных напитков или наркотиков;
  • высокая психологическая нагрузка (в том числе чувство беспокойства и депрессия);
  • медикаментозное лечение с побочным эффектом угнетения памяти;
  • недосыпание;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • пониженная психическая активность;
  • использование неправильных методов запоминания.

Большая часть этих проблем может быть успешно решена. Выполнение следующих рекомендаций позволит вам сохранить способность к запоминанию на должном уровне.

  • Здоровое сбалансированное питание (более подробно об этом речь пойдет в главе 4 "Есть, чтобы помнить").
  • Прием витаминных добавок и различных микроэлементов (более подробно об этом речь пойдет в главе 5 "Минеральные вещества и витаминные добавки").
  • Отказ от алкоголя и наркотиков (об этом рассказывается в статье "Разрушители памяти").
  • Отказ от различных пищевых добавок, таких как глутамат натрия (об этом вы также можете узнать из главы 6 "Разрушители памяти").
  • Здоровый образ жизни, постоянные тренировки памяти, полноценный отдых и релаксация (о том, почему это так важно, я расскажу в главе 7 "Контроль над сознанием").

Существует также целый ряд методов, которые могут быть использованы для облегчения запоминания.

  • Использование приемов мнемотехники (см. "Некоторые уловки для запоминания").
  • Интенсивное обучение и распределение времени обучения (см. главу 9 "Борьба с забывчивостью").
  • Организация запоминаемой информации по определенному шаблону, например ее преобразование в последовательную форму или использование рифмующихся слов (см. главу 15 "Запоминание важных дат и последовательностей чисел").
  • Осмысление информации