Отстраненность

Отстраненность, умение видеть себя со стороны часто присутствует у детей в играх, в общении. У взрослых эта способность менее выражена и проявляется, разве что, в стрессовых ситуациях. Например, ребенок съезжает на санках с горы, падает, плачет. Обида, боль переполняют его, и он начинает видеть себя со стороны, как он стоит на горе, взрослые успокаивают его и вытирают слезы замерзшим платком. Он успокаивается. Как показывают эксперименты и наблюдения за детьми в школе, с этим феноменом связаны не только резервы внимания, памяти, но и психического здоровья. Умение видеть себя со стороны во время измененного состояния сознания присутствует во всех психотехниках (древних и современных) у многих народов.

Как ни странно, отстраненность иногда повышает концентрацию внимания. Мы даем ученику делать несколько дел одновременно. Например, он рисует одной рукой круг, другой треугольник, и при этом ему диктуются для запоминания 10-15 слов. Через несколько попыток он начинает правильно выполнять задание, причем, круги и треугольники начинают вырисовываться лучше (при одновременном рисовании двумя руками, как правило, круг похож на треугольник, а у треугольника круглые углы). То, что должно мешать, вдруг начинает помогать. Но этот парадокс происходит лишь тогда, когда ученик отстраненно выполняет задание. Упражнения на этот метод даны в книге "Как развить внимание и память вашего ребенка".

Сложно описать словами этот феномен, легче вспомнить собственные примеры отстраненности, когда себя, свои проблемы, вы весь мир как бы наблюдали со стороны. Мы пришли к выводу, что некоторым ученикам можно не запрещать на уроке болтать ногами, рисовать кораблики, разговаривать про себя и это не скажется на их успеваемости, даже наоборот. Их внешний вид будет показывать, что внимание рассеянно, взгляд блуждает или ничего не выражает, что их сознание не присутствует на уроке. Однако спросите их, и они повторят не только тему урока, но и то, что происходило за соседней партой, что происходило за окном и что еще не успела сказать учительница. Внимание таких учеников объемно. Найдите их в своем классе и используйте наши упражнения. Но, ни в коем случае, не заставляйте их сидеть смирно, руки держать на парте, как в наручниках, и смотреть прямо в рот учительнице. Этим ученикам от природы дан другой тип внимания. Используйте его, а не переучивайте их. Тем более, что с этим феноменом связаны резервы работы нашего интеллекта и на его основе построены многие системы психокоррекции.