Избыточность

Применение метода избыточности означает привлекать и использовать больше информации, чем есть в исходном материале. Например, надо запомнить следующий текст: "Прихрамывая, они спустились к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи… Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый нес ружье. Второй путник поскользнулся на гладком валуне и чуть не упал… " (Дж. Лондон). Ученики обычно воспроизводят так: "Двое подошли к реке. У них были рюкзаки и ружья. Один чуть не упал." Когда требуется запомнить дословно, такой пересказ не годится. И здесь помогает метод избыточности. Вам надо представить больше, чем есть в приведенном отрывке. Постарайтесь представить сюжет более подробно, делая акцент на второстепенных деталях, привносите действие, которого может и не быть. Чтобы запомнить "спустились", надо представить этот спуск, задержать внимание на нем, увидеть его и спереди, и сверху, может, даже как-нибудь необычно, - например, спускаться боком, перебирая быстро ногами. А тюк у меня чуть не развязался, и я стягиваю на ходу его ремнем, а ружье мне мешает, я вынуждает держать его под мышкой. До того, как поскользнуться, я вижу прозрачную воду, скользкие камни, покрытые мхом, слышу плеск воды. Я вижу и чувствую столько же, а может быть, немного больше, чем этого хотел писатель. Привнесенные образы помогают мне точнее запомнить детали дословно, а не своими словами, пересказать текст. Интересно, что в дальнейшем, при усвоении этого метода, им перестают пользоваться, навык сворачивается, текст как бы запоминается сам по себе.

Ранее мы уже говорили, что некоторые исследования отрицают полезность метода избыточности. Так, при запоминании списка слов - ЛОШАДЬ, ЗАБОР, ПУСТЫНЯ, КАПЛЯ, НЕБО и т.д.- ученики представляют лаконичные, банальные ассоциации. В группе из 10-20 человек примерно у 2/3 рассказ будет похожим: они представляют, что ЛОШАДЬ стоит перед ЗАБОРОМ в ПУСТЫНЕ и ждет, пока с НЕБА прольется дождь. Стоит ли из этого делать вывод, что люди предпочитают применять для запоминания стереотипные, затертые от частого употребления образы? Если в детском саду и в школе их учили бы по-другому, запоминали бы они так же? Рассудит нас, опять же, пример одаренных людей. На соревнованиях (г.Рига, 1989 г.) мы опрашивали всех, кто достиг хорошего результата, как они запоминали слова. Задание было достаточно сложным. Надо было запомнить 70 слов, которые диктовали в темпе "одно слово в секунду". Для неподготовленного человека, даже с хорошей от природы памятью, это невыполнимое задание. Самое интересное, что ни у кого рассказ не повторился! Несмотря на дефицит времени, они успевали импровизировать, использовать вычурные образы, необычные повороты сюжета. Лаконизма и рациональности там не было и в помине! Каждый успевал представить яркий, подробный сюжет, иногда часть сюжета, но всегда под неожиданным углом зрения, с необычными подробностями. Так, одна девочка увидела ЛОШАДЬ, нарисованную на заборе в ПУСТЫНЕ; КАПЛЯ упала с НЕБА и смыла изображение… Другой ученик увидел идущую ЛОШАДЬ, на спине которой покачивался ЗАБОР. Лошадь шла по ПУСТЫНЕ и мечтала о том, что хоть одна КАПЛЯ упала бы с НЕБА (на фай забора), и тогда, наконец, он свалился бы с ее спины.

Расширить границы фантазии, улучшить результаты, уйти от привычных представлений, навязанных нам массовой культурой, уметь видеть, чувствовать больше, чем есть на самом деле, - все это позволяет использовать метод избыточности. Он может мешать только при логическом запоминании. При образном он делает наше представление только более подробным, и у нас появляется пространство для творчества и вдохновения. Это метод будущей "экологической" педагогики.