Велосипедные прогулки по тропинкам памяти

Вам, наверное, приходилось замечать, что существует множество действий, которые вы выполняете автоматически. Одним из наиболее ярких примеров является езда на велосипеде. Впервые сев на велосипед, вы обдумывали каждое свое движение, Например, доезжая до определенного места, вы говорили себе: "Здесь мне нужно остановиться! Где же тормоз? Ах, да, вспомнил—вот он!". Позже эти действия стали для вас настолько естественными, что вы перестали обращать на них внимание. Вы как бы перешли на автоматическое управление. Психологи выделяют два различных типа памяти. Явная память требует: от вас сознательного поиска воспоминаний. Этот тип памяти используется, например, во время обучения, когда вы пытаетесь вспомнить, где находится тормоз на вашем велосипеде. Но если вы ездите на велосипеде всю свою сознательную жизнь, то, запрыгивая в седло, вы целиком полагаетесь на неявную, та скрытую память.

Неявная память прочно входит в долговременную память. Чтобы явная память смогла достичь этого состояния, ей необходимо пройти три стадии.

1. Приобретение воспоминаний. Иногда эта стадия называется записью, или кодированием воспоминаний. Процесс получения воспоминаний осуществляется, например, в начале обучения езде на велосипеде.

2. Хранение, или запись воспоминаний. На этой стадии вы записываете воспоминания для дальнейшего использования, что происходит, например, в процессе дальнейшего обучения.

3. Восстановление воспоминаний. На этом этапе вы воскрешаете в памяти все ранее приобретенные навыки. Короче говоря, вы вспоминаете все полученные знания, как только садитесь на велосипед.

Попробуйте сделать следующее: вспомните какое-либо событие, произошедшее еще в детские годы. Сфокусируйтесь на том, где происходило это событие, и на людях, которые в нем участвовали. Существует вероятность, что в результате этого вам удастся воссоздать полную картину произошедшего события.

Нарушения рабочей памяти могут быть вызваны самыми различными причинами. Как вы помните, сосредоточенность и концентрация являются основой кратковременной памяти, поэтому любые факторы, отвлекающие ваше внимание, могут помешать запоминанию новой информации. Отвлекаясь от изучаемого предмета, вы обычно забываете то, что находится в вашей рабочей памяти. Это правило не распространяется на долговременную память, содержание которой является относительно постоянным. Кроме того, причиной ухудшения кратковременной памяти может стать повреждение тех или иных областей головного мозга, а также употребление алкоголя и наркотиков. (Более подробно о различных факторах, затрудняющих работу мозга и ухудшающих способность к запоминанию, речь пойдет в главе 6 "Разрушители памяти".) Долговременная память обычно остается неповрежденной, хотя извлечь хранящиеся в ней воспоминания не всегда возможно.

В идеале основные условия хорошей памяти таковы.

  • Внимание. Внимание является основой вашей кратковременной памяти.
  • Уровень значимости запоминаемой информации. Этот фактор определяет возможность записи данной информации в долговременную память.