Нейропсихологическая реабилитация

Речь идет о применении серии приемов, при которых непораженные зоны головного мозга компенсируют или берут на себя функции пораженных зон мозга. Применение этих приемов, основанное на использовании дополнительных резервов организма и чрезвычайной функциональной и синаптической пластичности мозга, позволит реорганизовать его функции.

Упражнения на запоминание

При восстановлении памяти ее деятельность зачастую сравнивают с деятельностью мышцы, предполагая, что повторение упражнений улучшает ее функционирование. Такой подход использовался среди пациентов с ухудшением способности к запоминанию, они подвергались интенсивным занятиям с применением упражнений на запоминание. Однако медицинские осмотры больных не подтвердили эффективность этого метода, по крайней мере для пациентов с повреждениями головного мозга. Чтобы упражнения на запоминание действительно были полезными, они должны основываться на методе использования познавательных стратегий. Обучение этому методу имеет много общего с техниками запоминания («Техники запоминания и их преимущества», с. 72). Однако существует одно значительное различие: мнемоника, применяемая к пациентам с повреждением головного мозга, требует некоторых специальных условий для обучения, которое должно происходить под наблюдением специалиста — нейропсихолога. Нейропсихологическая реабилитация должна опираться на сохранившиеся функции, чтобы компенсировать дефицит в других областях, следовательно, оказывается чрезвычайно важным полное нейропсихологическое обследование пациента до начала реабилитации.

Обучение без ошибок

Другой существенный вопрос заключается в том, что применение стратегий запоминания должно осуществляться в соответствии с принципом, получившим название «обучение без ошибок»'. А именно, необходимо любой ценой избегать того, чтобы пациент во время упражнений делал ошибки. Поэтому не следует заставлять пациента угадывать ответ, которого он не знает, или просить, чтобы он давал несколько ответов, или чтобы он мог выбрать из них правильный вариант. Человек с дефицитом познавательных способностей может быть смущен своими сомнениями, иногда он может настаивать на ошибочном ответе и быть не в состоянии его исправить.

При этом оказывается полезным то, что пациент научится использовать визуальную или воображаемую информацию, которая позволяет создавать ассоциации, он сможет упрощать данные, создавать ключи для восстановления и уменьшать тенденцию к рассеиванию внимания.

Такие методы как «расширенное воспоминание» и «рассеивание следов» зарекомендовали высокую степень своей эффективности в реабилитации самых расстроенных функций памяти.

Метод «расширенного воспоминания»

Цель применения этого метода основывается на постепенном увеличении объема запоминаемой информации после каждой попытки восстановления данных. То есть, запоминается некое количество данных, затем постепенно увеличивается время до момента их восстановления. Также мало-помалу увеличивается объем информации, предназначенной для удержания в памяти. Эта практика направлена на то, чтобы избежать ошибок, и поэтому должна соответствовать возможностям пациента, которые выявляются после нейропсихологического обследования, произведенного до начала применения метода.

Метод рассеивания следов

Подразумевает усваивание некоторого количества информации с постепенным использованием уменьшающегося количества ключей, что каждый раз облегчает восстановление большего объема информации.

Этот вид упражнений пациент может делать у себя дома, при помощи одного из членов своей семьи. Метод обычно используется для повторного усвоения недоступной информации, для улучшения усвоения новых данных, восстановления почерка после дисграфии, расстройстве способности писать, или таких моторных навыков, как использование столовых приборов или, например, телефона.

Однако, в зависимости от тяжести дефицита, перед началом этого метода реабилитации обычно рекомендуется провести соответствующую нейропсихологическую реабилитацию.

Отделения нейропсихологической реабилитации

В большинстве из них предлагается возможность посещать специализированные группы для пациентов, хотя почти всегда вначале требуются индивидуальные занятия по реабилитации, особенно, если дефицит является ярко выраженным. Работа в группе позволяет пациентам лучше осознать собственные проблемы и доказать себе, что они, подобно другим пациентам с такими же расстройствами, могут добиться восстановления утраченных функций. Более того, обоснованием для выполнения заданий служит то, что в перерывах между занятиями нейропсихолог предложит делать упражнения дома.

Общие персонализированные цели

Вгруппах по реабилитации памяти преследуются цели не только общего характера, но и индивидуального. Так пациент, страдающий от языковых проблем или трудностей с концентрированием внимания, будет делать особые упражнения, помимо общих упражнений для всех членов группы. Общие упражнения будут предназначены для улучшения временной ориентации членов группы, поскольку многие из них неспособны определить дату. Обычно общими являются первые упражнения занятия. Потом отрабатывается применение стратегий мнемоники. Поэтому, в зависимости от степени тяжести дефицита, будет предпринята попытка работы с информацией, имеющей определенную важность для пациента. Помимо компьютерных заданий или работы в тетради предпринимается попытка использования упражнений на активное участие пациента, при этом применяется чрезвычайно важная для него информация, связанная с его ближайшим окружением. Таким образом, отрабатываются изменения, происходящие рядом с ним, в его семье, квартале, городе, для того, чтобы пациент не чувствовал, что находится в незнакомом мире. Помимо этого, используются важные новости из средств массовой информации и аспекты, связанные с интересами пациента. При помощи этого вида информации пациент обучается применению познавательных стратегий согласно уже изложенным выше принципам «расширенного вспоминания» и «рассеивания следов», применяемых в контексте обучения без ошибок.

С другой стороны, пациент будет обучен применению внешних стратегий, например использованию ежедневников или сигналов, и даже составлению программы деятельности на день, что позволит ему чувствовать себя более независимым.

И наконец, ведется наблюдение за эмоциональными факторами при осуществлении этого вида реабилитации. Во многих случаях наличие расстройств памяти делает пациента неспособным к трудовой деятельности, социальным и семейным отношениям. В подобных ситуациях может быть необходимым использование приемов клинической психологии, таких как релаксация или познавательное преобразование. Обычно происходит изменение обязанностей, убеждений и способных взволновать эмоций после психологической терапии, в основу которой положены принципы изменения поведения.

При нейропсихологической реабилитации следует определить вид техники, релаксации. В принципе рекомендуется техника Якобсона (техника прогрессивной мышечной релаксации), однако ее применение будет целесообразным не во всех случаях, ее назначение обусловлено степенью дефицита памяти.

Продолжительность реабилитационного лечения

Хотя длительность лечения зависит от состояния каждого пациента и степени дефицита его памяти, примерная продолжительность курса будет колебаться в пределах 3-х месяцев, по 2 сеанса каждую неделю. Если дефицит памяти очень сильный, групповые занятия могут быть предварены индивидуальной реабилитацией продолжительностью от 1 до 2 месяцев. Практически все научные исследования продемонстрировали, что после подобного лечения в состоянии памяти пациентов происходят значительные изменения. У страдающих от глобальной амнезии улучшение способности памяти к запоминанию происходит с трудом, при условии, что он извлекает выгоду из применения упражнений на временную ориентацию, сокращающих игру воображения и увеличивающих осознание дефицита памяти.

Для сохранения положительных изменений рекомендуется продолжение нейропсихологического лечения через определенные промежутки времени, прежде всего в течение первых 2-х лет после появления проблем с памятью. Возможно посещение новых сеансов терапии, которые послужат закреплению улучшений и предотвратят рецидивы заболевания.