Система "Просмотр, вопросы и 3 чтения" (ПВЗЧ)

Эта система мнемоники является наиболее сложным методом из всех известных к настоящему моменту. Речь идет о запоминании больших текстов, начиная с заранее определенной серии шагов. Метод используется с тематическими лекциями, записями или любым видом информации, достаточно обширной и обладающей смыслом. Можно обнаружить эту систему под другими названиями, которых существует великое множество: SQ3R, PQR4, PQRST, и т.д. Названия состоят из первых букв слов, обозначающих последовательные шаги: просмотр, вопрос, чтение, подробный рассказ и просмотр, вопрос, структура и, конечно, проверка. Основные положения этих систем идентичны, различие состоит в том, что авторы распределяют их различным образом.

Мы рассмотрим систему, название которой является примерным переводом с английского названия системы EP3L. ПВЗЧ - это аббревиатура, обозначающая последовательность следующих шагов: просмотр, вопросы и 3 чтения. Мы увидим, как будет функционировать эта система при изучении главы книги.

  • Просмотр. Обратите внимание на алфавитный указатель, заголовки и графический материал. Речь идет о том, чтобы в течение нескольких минут получить общее представление о полном объеме информации, предназначенной для изучения. Во многих книгах в конце каждой главы или раздела имеется краткое содержание. Быстрое чтение этого резюме может стать основой для создания карты данных, в которую войдут фрагменты, которые будут изучены.

  • Вопросы. Проанализируйте новый текст и сформулируйте вопросы о его содержании:

Что вас интересует больше всего? С чем это можно связать? Какая информация является новой? Этот шаг направлен на поддержание внимания и прежде всего на придание смысла информации, с которой приходится работать.

3 чтения. Вначале прочитайте всю главу, ничего не подчеркивая и не делая записей. Когда закончите каждый раздел, тогда, и не раньше, подчеркните самую, важную информацию. Наиболее распространенная ошибка, которую делают студенты, заключается в подчеркивании во время 1-го прочтения, когда они еще не могут произвести оценку содержания всего текста. Это приводит к тому, что подчеркнутой оказывается информация, не обладающая значимостью, или к пропуску важной информации.

На 2-е прочтение текста следует потратить большее количество времени, примерно половину от общего количества. Основной акцент должен быть сделан на запоминании. Речь идет о чтении и мысленном пересказе прочитанного, получении ответов на ранее заданные вопросы, создании ассоциаций и установлении связей между различными блоками информации.

При 3-м чтении происходит просмотр текста. Каждый раз после окончания рабочего сеанса делайте быстрый просмотр информации. В процессе чтения проводите анализ, выбирая, какие части уже запомнены, а над какими следует еще поработать.