Поиск смысла

Представьте себе, что нужно выучить и запомнить в определенном порядке 15 букв:

IUETSNLBDOQUSEE.

Можно было бы просто повторить их про себя и попытаться механическим образом запомнить весь буквенный ряд. Было установлено, что важная роль при-

надлежит структуре информации, поэтому попробуйте применить некоторые методы. Например, произнесите все буквы таким образом, как если бы они составляли одно слово, хотя это задание будет достаточно трудным. Можете воспользоваться более сложной стратегией, упорядочивая буквы таким образом, чтобы стало возможным создание буквенного ряда, более легкого для произнесения, в котором чередовались бы гласные и согласные, например:

TISULNEBOQUESED.

Эту последовательность, несомненно, легче произнести и, без сомнения, она является более легкой для запоминания. Более того, возможно разделение буквенного ряда на меньшие единицы:

TISULNEBOQUESED.

Это значительно упростит запоминание. Однако через несколько часов может наступить забывание информации. Но если учесть, что из этих букв можно сформировать фразу следующего содержания:

BUSQUE EL SENTIDO (ИЩИТЕСМЫСЛ)

запоминание, без сомнения, будет более прочным, а забывание — менее вероятным. Такой, без сомнения, является наилучшая и важнейшая стратегия упорядочивания известной нам информации: придание смысла тому, что нужно запомнить.

Смысл влияет на память на всех уровнях. Люди запоминают информацию гораздо лучше, если то, что они запоминают, имеет для них определенный смысл, будь то слова, фразы, параграфы или рассказы. Возможно, мозгу легче обрабатывать подобные данные,

информацию. В конце концов исследователи спросили себя, могут ли эти стратегии облегчить процесс запоминания только во время работы, или они могут быть приспособлены для запоминания самых разных данных.

Был проведен эксперимент с тем же самым официантом, однако на этот раз вместо еды подставные клиенты заказали цветы, животных и изделия из металла. Несмотря на то что вначале деятельность официанта замедлилась, через непродолжительное время он показал, что способен адаптироваться к новому виду информации и вновь с прежней эффективностью использовать навыки, которые приобрел во время работы в ресторане. Таким образом было подтверждено, что упорядочивание (организация) информации является очень полезной стратегией для облегчения процесса вспоминания, независимо от вида данных, которые требуется вспомнить. Чем более упорядоченную и упрощенную информацию мы запоминаем, тем более простым будет процесс ее вспоминания.

Далее рассмотрим несколько примеров, которые продемонстрируют, каким образом можно улучшить деятельность памяти в повседневной жизни при помощи нескольких простых стратегий.