Страницы истории | Тренировка, развитие и улучшение памяти


Страницы истории

Задолго до того, как Гуттёнберг создал свой первый печатный станок, и записанное слово стало широко доступным, многие великие мыслители прославляли человеческую память, называя ее "окном в божественное" и "средством накопления мудрости".

Поэт Симонидеё, живший еще в до сократские времена, рассматривал память как средство, с помощью которого осуществляется взаимодействие мудрости и искусства. В настоящее время он известен как автор различных мнемонических методов, используемых для улучшения памяти. Платон, родившийся лет на сто позже, полагал, что все знания сокрыты в нашей памяти. (Мы уже все знаем, поэтому нам остается только вспомнить то, что нам нужно.) Существует предположение, что его ученик Аристотель написал книгу по мнемонике, которая впоследствии была утрачена (если она, конечно, была написана). Тем не менее, сохранилось его высказывание, что память является тем элементом, который обеспечивает осуществление высших процессов мышления. Римляне, продолжающие традиции древних греков, использовали методы улучшения памяти в качестве одной из частей риторики (искусства использования слов). Цицерон и Квинтиниан написали несколько книг, посвященных различным методам запоминания, которые использовались на протяжении Средних веков. Говорили, что Сенека, римский философ и преподаватель риторики, мог повторить 2000, слов в любом указанном порядке. Несколько столетий спустя святой Августин рассказал о своем Друге, который мог прочесть Вергилия в обратном порядке. Феноменальной памятью отличался также святой Фома Аквинский, живший в конце Средних веков. До появления печатной машины навыки запоминания действительно имели первостепенное значение. Благодаря широкому распространению книг, "внешняя память" стада подспорьем для всех тех, кому она нужна.