Как организовать запоминаемый материал

He думайте, что организацией процесса обучения занимаются только люди, страдающие навязчивыми идеями. Это то, что иногда отличает хороших студентов от не очень хороших. Организованные учащиеся запоминают больше, да и вообще, вся суть обучения заключается именно в развитии навыков организации запоминаемого материала.

Способность человека вспоминать важную информацию зависит не столько от того, как много информации он запомнил, сколько от того, как он организовал эту информацию своей памяти.

Для большей наглядности представьте себе процесс работы с файлами на компьютере. Если вы сохраняете свою информацию на жестком диске как попало, безо всякой организации, впоследствии вам будет очень трудно найти нужный файл. Таким образом, вы не только потратите массу времени на сохранение случайных (и не всегда нужных) фрагментов информации, — вы еще и не знаете, где их искать.

Подумайте, насколько проще искать информацию, если вся она распределена по четко подписанным папкам, в каждой из которых собраны материалы родственной тематики.

Если вы собираетесь запомнить важную информацию, обязательно задайте себе следующие вопросы.

  • Как организована эта информация? (К примеру, это может быть стихотворение, математическая формула или речь.)
  • В каких обстоятельствах от меня потребуют вспомнить эту информацию? (Например, вас могут вызвать к доске и попросить пересказать выученный материал, или же вы будете сдавать экзамен.)

Ответы на эти вопросы определяют, какой именно способ следует избрать для запоминания информации. Этот способ должен служить подготовкой к тому, как вы будете воспроизводить эту информацию.

Например, если вы хотите запомнить последовательность событий, описанных в учебнике по истории, постарайтесь понять, в какой исторической обстановке происходили эти события.