Люди правого и левого полушарий

Существует гипотеза о влиянии различных полушарии на характер человека. Согласно этой теории, так называемые люди правого полушария являются более творческими и даже более духовными, чем те люди, в физиологии которых доминирующую роль играет левое полушарие головного мозга. Эта гипотеза, появившаяся еще в 1970-х годах, до сих пор находит свое применение, хотя многие (уже давно от нее отказались, поскольку человеческий мозг является более сложным органом, чем его предлагаемое упрощенное изображение. Тем не менее, исходное предположение не является полностью ошибочным, так как каждое полушарие мозга предназначено для создания и хранения определенных типов памяти.

Открытие Карла Вернике

В 1881 году доктор Карл Вернике обследовал человека, страдавшего от болезни, вызванной травмой левой височной доли. Это заболевание впоследствии подучило название афазии Верите. Термин афазия обозначает трудность понимания языка. В данном случае пациент страдал от так называемой "ассоциативной афазии". Пациент говорил совершенно свободно, но при этом не понимал произносимых слов. Основная проблема заключалась в том, что слова больного были лишены всякого смысла.

Если пациент в результате несчастного случая получает какую-либо травму, миндалевидный мозжечок помогает сохранить в памяти его эмоциональную реакцию на это событие. Больные, страдающие от посттравматического стресса, постоянно вспоминают событие, которое привело их к этой травме.

Второй частью лимбической системы, которая также принимает активное участие в формировании воспоминаний, является гиппокамп (рис. 3.2). Он представляет собой основную структуру, которая используется для преобразования кратковременной памяти в долговременную. Если приобретенный опыт достаточно важен, то гиппокамп кодирует воспоминание об этом событии, что позволяет впоследствии воспроизвести его эмоциональное содержание.

Получая какую-либо значимую для данного человека информацию, гиппокамп помещает ее в долговременную память. Если человек переживает подобные события несколько раз, то воспоминания о них также помещаются в долговременную память, несмотря на то, что эти события могут его раздражать.

Посмотрите на то, как используется этот принцип: люди, создающие телевизионные рекламные ролики, могут не знать анатомического строения головного мозга и роли гиппокампа, но они знают о том, что многократное повторение информации приводит к ее неосознанному запоминанию. Когда вы постоянно видите или слышите ту или иную рекламу, особенно если она сопровождается навязчивой мелодией или дурацкими шутками, вы постепенно начинаете пропускать ее мимо ушей. Но однажды, спускаясь по центральной лестнице универсама, вы ловите себя на том, что мурлычете мелодию из соответствующего рекламного ролика, а в вашей корзинке уже лежит шесть кусков банного мыла!

Гиппокамп находится непосредственно за височными долями головного мозга. Повреждение этой области приводит к проблемам с перемещением кратковременных воспоминаний в долговременную память. (Более подробно об этом рассказывается во врезке "Новая жизнь Г.М.".)